Текст для Изложения 7 Класс 3 Четверть

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Текст для Изложения 7 Класс 3 Четверть. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Текст для Изложения 7 Класс 3 Четверть.rar
Закачек 2581
Средняя скорость 5295 Kb/s

Текст для Изложения 7 Класс 3 Четверть

Тексты изложений, диктантов для учащихся 7 классов

Предварительный просмотр:

Изложение 2 четверть.

Поговорим о бабушках

Давайте поговорим о стариках- о собственных родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во всё вмешивается ,делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда во дворе все раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что же делать с такой бабушкой? И стыдно потом бывает за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что надо делать с бабушкой? Надо любить, понимать и прощать. Она- то сколько прощает тебе? Терпеть- это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что «она тебе жизнь отдаёт». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому что старость- довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё, личное, у нее позади- забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты- ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть- ворча вспоминать пошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все- таки попытайся.

(По И. Медведевой) (217 слов)

Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёй за длинный, покрытый клеенкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у нее была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, вареная говядина. Обычно обеда­ли молча и даже как будто насуплено, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.

Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учеб­ники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.

Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается — так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чем.

Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя ее атмосферу. (225 слов) (По К.И. Чуковскому)

Задания 1. Озаглавьте текст. 2. Ответьте на вопрос: «Чем Чуковскому нравилась семья Житковых?»

В самом центре Москвы есть глухие, сохранившие душок старины уголки, куда лишь доносится сторонний шум больших улиц, где прохожие редки, а всезнающие шоферы такси чешут в затылке, вспоминая, где же находится такая набережная. А с этой тихой набережной не видно Кремля потому только, что его закрывают стены вовсе не высотных зданий.

Когда-то здесь были соляные склады, потом подсобные помещения одной из самых первых электростанций столицы, ныне давно бездействующей. Теперь же тут вычислительный центр, один из крупнейших в городе. И обслуживает он главным образом энергетиков, помогает им управлять энергосистемами, раскинувшимися по всей нашей обширной стране с ее тысячекилометровыми высоковольтными линиями, уникально гигантскими станциями, с ее разноликим потребителем в виде промышленных городов и маленьких деревенек.

В бывших соляных складах теперь ревниво поддерживается нужная температура. Интеллектуальные машины капризны — отзываются на малейшее охлаждение и потепление. Вокруг машин обычно толчется много народу. Большей частью это программисты. У всех нерешенные срочные вопросы, каждый надеется, что машина объяснит их. (152 слова) (По В.Ф. Тендрякову)

Задания 1. Озаглавьте текст. 2. Расскажите об одном из уголков своего родного города.

С Тузиком я встретился в июле.

Стояли теплые ночи, и я приноровился спать на траве, в мешке. Не в спальном мешке, а в обычном, из-под картошки. Почему-то на мешке написано было «Пичугин». Мешок я, конечно, выстирал, прежде чем в нем спать, но надпись отстирать не удалось.

И вот я спал однажды под елками в мешке «Пичугин».

Уже наступило утро, солнце поднялось над садами и дачами, а я не просыпался, и снился мне нелепый сон. Будто какой-то парикмахер намыливает мои щеки, чтоб побрить. Дело свое парикмахер делал слишком упорно, поэтому я и открыл глаза.

Страшного увидел я «парикмахера».

Надо мной висела черная и лохматая собачья рожа с желтыми глазами и разинутой пастью, в которой видны были сахарные клыки. Высунув язык, этот пес облизывал мое лицо.

Я закричал, вскочил было на ноги, но тут же упал, запутавшись в мешке, а на меня прыгал «парикмахер» и ласково бил в грудь чугунными лапами.

«Это тебе подарок! — кричал откуда-то сбоку Аким Ильич. — Тузик звать!»

Никогда я так не плевался, как в то утро, и никогда не умывался так яростно. И пока я умывался, подарок — Тузик — наскакивал на меня и выбил в конце концов мыло из рук. Он так радовался встрече, как будто мы и прежде были знакомы.

(202 слова) (По Ю.И. Ковалю)

1. Озаглавьте текст.

2. Случались ли с вами какие-нибудь забавные истории? Рас­скажите об одной из них.

Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе по итогам 1 четверти

«Аленушка» В.П. Васнецова – одно из самых поэтических произведений русской живописи конца девятнадцатого века. Картина написана на сюжет народной сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке.

Образ одинокой и нежной девушки с любящим сердцем и отзывчивой душой взят из народной поэзии. Художник придал образу необыкновенную нежность и проникновенность.

В русском изобразительном искусстве немного произведений, где так поэтично показано слияние человека с природой. Среди густого леса замер пруд, усыпанный золотыми листьями. В молчании застыла елочка, водная гладь тоже неподвижна. Грустная, задумчивая осень как будто сковывает природу. Тихая печаль разлита вокруг.

Аленушка прибежала в лесную чащу, чтобы выплакать свое горе, уселась на камень, опустила головку и загрустила. Вся природа, окружающая героиню, тоже грустит вместе с ней.

1. Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните пунктуацию, составьте схему (1 вариант из 3 абзаца; 2 вариант из 4 абзаца);

2. Выпишите из текста слова и обозначьте орфограммы в приставке, суффиксе, корне, окончании (1 вариант из 3 абзаца; 2 вариант из 4 абзаца)

• Запишите, какие картины известного художника В.П. Васнецова вы знаете?

Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе (по итогам 2 четверти)

Был утренний час. В огромном лесу стоял тонкий пар, наполнявший все странными видениями. Охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки. Сквозь деревья сиял просвет ее воздушных пустот, но охотник не подходил к ним, он рассматривал свежий след медведя, направляющийся к горам.

Веткой, отломленной от дерева, охотник отметил след и пробрался к воде. Туман еще не рассеялся. В нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса, расправленные ветром, ожили. Ветер, дующий с берега, лениво теребил их. Воздушный напор усилился, рассеялся и вылился по реям в легкие алые формы. Все было белым, кроме парусов.

Охотник, смотревший с берега, удивленно протирал глаза, пораженный чудом. Паруса были алые.

1. В тексте найдите все причастия, определите действительные или страдательные, а также укажите время

2. Выполните синтаксический разбор предложения: 1 вариант – 2 предложение 1 абзаца, 2 вариант – 3 предложение 2 абзаца, составьте схему

3. Озаглавьте текст

Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе (по итогам 3 четверти)

Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. Широко известны многие его изобретения. Это первый в России телеграф, экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным.

Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек никогда не постигнет сложность часового механизма.

Любовь к часам, выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась в течение всей жизни. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

Также поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались позолоченные двери, а под музыку разыгрывалось представление.

Часы Кулибина раскрывали дарование мастера, являя собой чудо русской техники.

1. Озаглавьте текст

2. Выполните морфемный разбор: 1 вариант – действительное причастие; 2 вариант – страдательное причастие

3. Выделите в тексте: 1 вариант – деепричастный оборот; 2 вариант – причастный оборот

4. Выделите в тексте по 2 наречия, предлога (в том числе и производный), союза. Произведите морфологический разбор одного наречия

Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе (по итогам года)

В течение многих тысячелетий меняется форма и высота поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.

Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадает семя, то оно разрастается и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.

1. Озаглавьте текст;

2. Определите стиль и тип речи текста;

3. Обозначьте все союзы и предлоги (1 вариант – в 1 абзаце; 2 вариант – во 2 абзаце);

4. Произведите морфологический разбор одного союза и одного предлога (1 вариант – из 1 абзаца; 2 вариант – из 2 абзаца).

Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Каждое утро хозяйка выносила тарелку рубленых яиц. (2) Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. (3) Как только утята подбегали к тарелке, вдруг прилетала большая стрекоза и на¬чинала кружить над ними. (4) Она очень страшно стрекотала. (5) Перепуганные утята убегали и прятались в траве. (6) Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. (7) А злая стрекоза сади¬лась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. (8) После этого утята уже целый день не подхо¬дили к тарелке. (9) Они боялись, что стрекоза прилетит опять. (10) Хозяйка не знала, что утята каждый вечер ложились спать голодные.

1.В каком предложении заключена основная мысль текста? Напишите его номер.

2.Из предложения 1 выпишите словосочетание глагол + существительное. Ответ: ___________

3.Среди предложений 5-10 найдите простые предложения, напишите по порядку их номера.

4.Из предложения 4 выпишите грамматическую основу. Ответ:____________________________

5.Из предложения 7 выпишите словосочетание прилагательное + существительное. Ответ:____________________________

6.Из предложения 7 выпишите слово с приставкой. Ответ: ___________________________

7.Напишите, каким членом предложения является слово страшно (предложение 4). Ответ: ____________________________

8.Напишите, простым или сложным является предложение 7. Ответ: ______________________________

ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА 7 КЛАСС

Н.В. Гоголь читал А.С. Пушкину свою новую повесть. Необыкновенно красивые глаза поэта с любовью смотрели на Н.В. Гоголя. Лёгкая улыбка на лице выражала истинное наслаждение. Когда Н.В. Гоголь кончил чтение, А.С. Пушкин схватил его за руки и крепко пожал их. «Вы просто чародей, Николай Васильевич! Поздравляю, мой друг! Талант у вас огромный!» — сказал он с нежностью. А.С. Пушкин вскочил с дивана и прошёлся по своему кабинету. «Да, талант огромный, но зачем вы его прячете? Вам нужно писать большое произведение», — продолжил поэт.

Н.В. Гоголь задумался, глядя в открытое окно. Писать роман? Лёгкое ли это дело? «Александр Сергеевич, я бы с удовольствием взялся за большое сочинение, но где мне взять сюжет?» — произнёс взволнованно Н.В. Гоголь. «Есть у меня один сюжет. Правда, думал я сам написать на него роман или повесть, однако отдам его вам. Послушайте», — ответил поэт.

И А.С. Пушкин рассказал об одном мошеннике – чиновнике. Он скупал у помещиков тех крестьян, которые умерли, но по спискам числились как живые. Потом он хотел заложить их в банк и получить много денег. Этот мошенник понял, что помещики с удовольствием продадут ему мёртвые души, так как они за них платили налог.

«Вы понимаете, — Николай Васильевич, — говорил А.С. Пушкин, — с этим героем можно объездить всю Россию, показать наших помещиков, чиновников, купцов. Лучше вас этого никто не сделает. И заглавие уже есть – «Мёртвые души». Пишите, мой друг, пишите скорее!»

По дороге домой Н.В. Гоголь думал об А.С. Пушкине: «Как щедро раздаёт он свои богатства писателям и не становится от этого беднее!»

Пользуясь толковым словарём, объясните лексическое значение слов: чародей, мошенник, чиновник, налог.

Как вы понимаете слова Н.В. Гоголя: «Как щедро раздаёт он свои богатства писателям и не становится от этого беднее!»

Объясните, как вы восприняли поступок А.С. Пушкина.

Определите стиль и тип текста.

Объясните орфограммы в словах: необыкновенно, истинное, чародей, вскочил, прячете, взволнованно, умерли, заложить, объездить, никто, не сделает.

Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов: наслаждение, сочинение, раздаёт.

Сделайте синтаксический разбор предложения: Когда Н.В. Гоголь кончил чтение, А.С. Пушкин схватил его за руки и крепко пожал их.

Составьте простой план текста.

Запишите ключевые слова и словосочетания для пересказа каждой смысловой части.

Устно перескажите текст, опираясь на ключевые слова и словосочетания.

Урок развития речи в 7 классе.

Подробное изложение. (2ч.)

«Сердце матеи».

Цели:

  1. Обучающая: научить, используя авторские языковые средства, подробно передавать исходный текст; внимательно относиться к слову.
  2. Развивающая: развивать умения определять тему, основную мысль, работать над составлением плана.
  3. Воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности перед матерью, любви к матери.

Есть прекраснейшее существо на свете,

у которого мы в долгу, — это мать.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Объяснение целей и задач урока. Оформление тетрадей.

II.Вступительное слово учителя.

1.Чтение стихотворения о матери (любого).

2.Рассказ учителем легенды:

« Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.

И вот однажды, почитатели ее красоты попросили показать им ее главные драгоценности. Тогда Корнелия Грак вышла к людям в своем самом обыкновенном платье, а за руку она вела троих своих детей. И тогда все поняли, что драгоценности Корнели Грак – это ее дети».

Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?

Прослушивание песни о матери.

3.Работа с эпиграфом к уроку.

Учитель: Почему мы у матерей всегда в долгу?

Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы

Относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?

Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.

Легче всего — обидеть мать,

Она обидой не ответит.

И только будет повторять:

«Не простудись, сегодня ветер».

Легче всего обидеть мать.

Пройдут года, мы станем выше

И кто-то, губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«Легче всего — обидеть мать».

И, может быть, его услышат

Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения?

Вы поняли, что хотел сказать автор?

III.Чтение текста.

Замечательный педагог — Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.

«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажлы вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирипела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне!»

Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и безкорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».

IV.Анализ текста.

Учитель: Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).

Основная мысль?( Никто и никогда не любит так искренне

и бескорыстно, как мать).

О чем рассказывает легенда?

Почему так называется легенда? (Испытание на человеч-

ность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это

Как описана жена сына?

Что такое человечность?

К какому стилю относится текст?(художественный)

Определите тип речи.(повествование).

Делаются выводы по тексту.

V.Деление текста на части. Составление плана.

План.

1.Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.

2.Жена-красавица с черной душой.

4.Нечеловеческий поступок сына.

5.Бескорыстная любовь матери.

VI.Элементы лингвистического анализа текста.

1.Объясните лексическое значение слова легенда?

Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.

В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.

2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?

Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.

3. В каком значении употреблено слово « недоброе»? Подберите к нему синонимы. (злое, черствое, грубое, жестокое).

4. Обратите внимание на эпитет «единственный», почему важно это слово сохранить в изложении?

5. Как по-разному «повели себя» сердца двух родных людей по отношению друг к другу? Найдите в тексте слова, описывающее «поведение сердец»: «не дрогнуло» — сыновнее и «трепещет, встрепенулось, окровавилось, прошептало» — материнское.

6. Какими словами автор передает раскаяние сына: «зарыдал, схватил, прижал к груди, вложил, облил горячими слезами».

7. Почему материнское сердце «горячее» и слезы раскаяния сына тоже «горячие»?

Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).

8. Что значит «бескорыстно»?

VII. Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.

VIII. работа над орфограммами и пунктограммами.

На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.( в зависимости от класса).

Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в предложения перед союзами «что, чтобы, как и др.».

IХ. Полный пересказ текста.

Х. Повторное чтение.

ХI. Написание изложения.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 классе «Сердце матери» »

Урок развития речи в 7 классе.

Подробное изложение. (2ч.)

Обучающая: научить, используя авторские языковые средства, подробно передавать исходный текст; внимательно относиться к слову.

Развивающая: развивать умения определять тему, основную мысль, работать над составлением плана.

Воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности перед матерью, любви к матери.

Есть прекраснейшее существо на свете,

у которого мы в долгу, — это мать.

Объяснение целей и задач урока. Оформление тетрадей.

Вступительное слово учителя.

Чтение стихотворения о матери (любого).

Рассказ учителем легенды:

« Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.

И вот однажды, почитатели ее красоты попросили показать им ее главные драгоценности. Тогда Корнелия Грак вышла к людям в своем самом обыкновенном платье, а за руку она вела троих своих детей. И тогда все поняли, что драгоценности Корнели Грак – это ее дети».

Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?

Прослушивание песни о матери.

Работа с эпиграфом к уроку.

Учитель: Почему мы у матерей всегда в долгу?

Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы

Относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?

Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.

Легче всего — обидеть мать,

Она обидой не ответит.

И только будет повторять:

«Не простудись, сегодня ветер».

Легче всего обидеть мать.

Пройдут года, мы станем выше

И кто-то, губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«Легче всего — обидеть мать».

И, может быть, его услышат

Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения?

Вы поняли, что хотел сказать автор?

Замечательный педагог — Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.

«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажлы вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирипела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне!»

Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и безкорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».

Учитель: Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).

Основная мысль?( Никто и никогда не любит так искренне

и бескорыстно, как мать).

О чем рассказывает легенда?

Почему так называется легенда? (Испытание на человеч-

ность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это

Как описана жена сына?

Что такое человечность?

К какому стилю относится текст?(художественный)

Определите тип речи.(повествование).

Делаются выводы по тексту.

Деление текста на части. Составление плана.

Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.

Жена-красавица с черной душой.

Нечеловеческий поступок сына.

Бескорыстная любовь матери.

Элементы лингвистического анализа текста.

1.Объясните лексическое значение слова легенда?

Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.

В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.

2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?

Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.

3. В каком значении употреблено слово « недоброе»? Подберите к нему синонимы. (злое, черствое, грубое, жестокое).

4. Обратите внимание на эпитет «единственный», почему важно это слово сохранить в изложении?

5. Как по-разному «повели себя» сердца двух родных людей по отношению друг к другу? Найдите в тексте слова, описывающее «поведение сердец»: «не дрогнуло» — сыновнее и «трепещет, встрепенулось, окровавилось, прошептало» — материнское.

6. Какими словами автор передает раскаяние сына: «зарыдал, схватил, прижал к груди, вложил, облил горячими слезами».

7. Почему материнское сердце «горячее» и слезы раскаяния сына тоже «горячие»?

Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).

8. Что значит «бескорыстно»?

VII. Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.

VIII. работа над орфограммами и пунктограммами.

На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.( в зависимости от класса).

Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в предложения перед союзами «что, чтобы, как и др.».


Статьи по теме