Тактика Допроса Несовершеннолетнего Подозреваемого Обвиняемого Курсовая

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Тактика Допроса Несовершеннолетнего Подозреваемого Обвиняемого Курсовая. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Рефераты».

Тактика Допроса Несовершеннолетнего Подозреваемого Обвиняемого Курсовая.rar
Закачек 2158
Средняя скорость 2524 Kb/s

Тактика Допроса Несовершеннолетнего Подозреваемого Обвиняемого Курсовая

Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого разрабатывается с учетом следующих факторов:

— следователь на первоначальном этапе расследования не располагает достаточными данными о причастности несовершеннолетнего подозреваемого к расследуемому событию;

— допрос подозреваемого является неотложным следственным действием, в связи с чем следователь не имеет достаточного времени на его подготовку;

— подросток эмоционально возбужден, его угнетает непривычность обстановки Кузнецова С.В. Тактика допроса несовершеннолетних. — М., 2013. — С. 168. .

Необходимо установить психологический контакт, но в полной мере не снимать напряжение с подростка. Этому будут способствовать коммуникативные качества и доброжелательный тон следователя, умение использовать в беседе совпадающие позитивные интересы несовершеннолетнего и следователя (любовь к спорту, музыке и т.д.). При подготовке к допросу сведения о личности несовершеннолетнего подозреваемого можно получить от родителей, учителей, представителей трудовых коллективов, в инспекции по делам несовершеннолетних.

Первый допрос должен касаться не только обстоятельств преступления, в совершении которого подозревается подросток, но и условий его жизни и воспитания, ближайшего окружения, потребностей и интересов. Чем больше объективных данных о подростке, его поведении и связях будет получено, тем быстрее будет раскрыто преступление и выявлены обстоятельства, способствующие его совершению.

Большое значение при допросе несовершеннолетних правонарушителей приобретает вопрос о нейтрализации круговой поруки и нежелания «выдать» соучастников. Тактика допроса должна предусматривать детализацию показаний, сопровождение допроса проверкой показаний на месте, разъяснение несовершеннолетнему истинного смысла и содержания чувства дружбы и товарищества, не имеющего ничего общего с круговой порукой.

Немаловажное значение при допросе несовершеннолетнего подозреваемого имеет показ следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления, ни в коем случае не прибегая к обману или внушению. Несовершеннолетнему разъясняют значение и правовые последствия чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления, используют положительные личные качества несовершеннолетнего.

Как справедливо отмечает Р.В. Чупахин несовершеннолетние правонарушители заранее не подготавливают доказательства своего алиби, поэтому детальный допрос о месте и времени нахождения в момент совершения преступления и сопоставление полученных данных с другими материалами дела выявляют полную несостоятельность позиции несовершеннолетнего в случае дачи им ложных показаний Чупахин Р.В. Тактика допроса обвиняемого при расследовании преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления // Адвокатская практика. — 2010. — № 2.- С. 13 — 19. . В целях установления психологического контакта для участия в допросе может быть приглашен педагог, обучающий подростка и пользующийся у него уважением.

Предъявление обвинения должно стать для подростка событием особо значимым, ибо в этот момент он может понять не только полноту ответственности за содеянное, но и психологически осознать свои поступки.

Тактика допроса, по мнению Р.В. Чупахина, зависит от позиции несовершеннолетнего по отношению к предъявленному обвинению.

В бесконфликтной ситуации целесообразны следующие тактические приемы:

— максимальная детализация обстоятельств совершенного преступления и роли каждого соучастника;

— получение объяснений по поводу имеющихся в деле доказательств с целью устранения противоречий, стимулирования дальнейшей детализации показаний;

— выявление обстоятельств, непосредственно предшествующих совершению преступления, и поведения соучастников после совершения общественно опасных деяний;

— постановка дополнительных вопросов для уточнения мотива и цели преступления;

— не рекомендуется требовать от раскаявшегося подростка, чтобы он сразу же во всех деталях рассказал о наиболее жестоких и циничных действиях Там, же. .

При допросе в конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний отрицает причастность к совершенному преступлению, кроме тех тактических приемов, которые были рекомендованы при допросе подозреваемых, целесообразно:

— предъявлять в определенной последовательности собранные в процессе расследования доказательства, которые не должны представлять сложную схему улик, так как несовершеннолетний может в них не разобраться. Значение каждого из предъявленных доказательств несовершеннолетнему нужно разъяснить;

— предъявлять только факты, непосредственно уличающие его в совершении преступления;

— допущение легенды, если следователь располагает достаточными доказательствами для опровержения ложных показаний обвиняемого. Эффективность этого тактического приема заключается в том, что он убедит несовершеннолетнего в недопустимости ложных показаний и по другим вопросам;

— психологический эффект внезапности можно применять в зависимости от возраста допрашиваемого, характера доказательств, которыми располагает следователь, и позиции допрашиваемого;

— разъяснить значение чистосердечного раскаяния.

Для участия в допросе может быть приглашен педагог или специалист в области детской и юношеской психологии.

На очной ставке подросток может изменить ранее данные показания не только под влиянием правдивых показаний другого участника очной ставки, но и из-за повышенной внушаемости и податливости, а также в результате сильного психического воздействия со стороны другого допрошенного лица. По мнению А.И. Бастрыкина, если есть возможность устранить противоречия путем проведения иных следственных действий, следователь должен использовать прежде всего эти возможности Криминалистика / под ред. И.Ф. Крылова, А.И. Бастрыкина. — М., 2011. — С. 210. .

Как считает Ю.Р. Орлова, при возможности нейтрализовать отрицательное воздействие взрослого путем твердого контроля за его поведением очную ставку с участием несовершеннолетнего надо проводить вне зависимости от того, как оцениваются ее перспективы. Желательно присутствие педагога, который, используя свои специальные познания, не только сможет помочь в подготовке и проведении очной ставки, но в какой-то мере снимет напряжение, окажет дисциплинирующее воздействие на другого участника. При проведении очной ставки с несовершеннолетним обвиняемым может участвовать защитник Орлова Ю.Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних / Под ред. А.М. Кустова. — М., 2012. — С. 143. .

По мнению С.В. Кузнецова, тактика допроса несовершеннолетних, который допрашивается в связи с совершенным преступлением, в значительной степени обусловлена особенностями их психики (повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения и др.), незначительным жизненным опытом, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его элементов Кузнецова С.В. Тактика допроса несовершеннолетних. — М.:2013. — С. 168. .

Следователь, готовясь к допросу несовершеннолетнего, должен обратить особое внимание на степень развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенности его характера. От этого в первую очередь зависит выбор места допроса. Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учреждении, иногда у них дома. Наоборот, на несовершеннолетних в возрасте 15 -17 лет официальная обстановка места допроса оказывает положительное влияние: проникаясь чувством ответственности, они скорее скажут правду.

Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долгое время сосредоточиваться на одном и том же объекте, следователь не должен затягивать допрос. Если допрос все же оказывается продолжительным, то целесообразно устраивать специальные перерывы, во время которых малолетним следует предоставить возможность отвлечься, отдохнуть за игрой, успокоиться.

Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, помимо сознательного отказа говорить правду, могут объясняться самовнушением, повышенным влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние не отдают себе отчет, могут быть плодом их фантазии или следствием немотивированного желания солгать. При фантазировании в показаниях несовершеннолетних ложь мешается с правдой или придуманными нелогичными подробностями.

Основным средством изобличения во лжи малолетних, отмечает В.А. Образцов, являются приемы эмоционального воздействия, поскольку средства логического убеждения могут оказаться малоэффективными как вследствие непонимания допрашиваемым самого факта изобличения, так и в силу «духа противоречия», свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной лжи. Эффективным может оказаться и повторный допрос с учетом следующих моментов Образцов В.А. Криминалистическая психология: Учебное пособие для вузов. — М., 2002. — С. 87. .

По мнению В.А. Жбанкова если на повторном допросе ребенок (подросток) слово в слово повторяет ранее данные показания, употребляя при этом выражения, не свойственные его возрасту, следователь вправе предположить, что такие показания являются результатом воздействия взрослого Жбанков В.А. Способы выдвижения и проверки версий о личности преступника. — М., 1999. — С. 92. .

Существенные отличия в деталях указывают на фантазирование ребенка: выдуманные детали обычно плохо удерживаются в памяти и заменяются новыми. Однако следователь должен при этом учитывать и внушающее воздействие собственных вопросов, поэтому особенно важно правильно формулировать вопросы и определять их последовательность.

При допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следователь должен держаться спокойно, уверенно и вместе с тем дружелюбно, но не в ущерб настойчивости и твердости. Такая манера поведения способствует необходимому контакту с подростком, располагает его. Нервозность следователя, его срывы скорее, чем при допросе взрослых, приведут к тому, что допрашиваемый ожесточится, замкнется или от испуга и волнения начнет путаться и лгать. Страх перед следователем может побудить к самооговору.

Несовершеннолетнему следует облегчить переход от ложных показаний к правдивым. Это достигается установлением причин лжи и разъяснением возможности и необходимости изменить свою позицию как в интересах следствия, так и для облегчения собственной участи.

Таким образом, специфика допроса несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого заключается в том, что несовершеннолетний является качественно иным субъектом допроса.

1. Для несовершеннолетнего характерно внимание к отдельным деталям при затруднительности передачи общей картины, нежелание или неумение индивидуализировать роль каждого участника преступления, чувство стыда и стеснения при даче показаний об обстановке в семье, о моментах интимного характера и т.д., склонность к изображению собой «бывалого человека», и в то же время податливость к внушению со стороны следователя и других лиц, незнание смысла ряда юридических терминов и нежелание показать это. Подросток быстро утомляется при допросе, в изложении события имеют место скачки, его легко сбить вопросами и репликами. Его позиция при допросе обычно диктуется не анализом ситуации и доказательств, а эмоциональными моментами (реакция на поведение следователя, страх перед родителями или соучастниками, нежелание «выдать» товарища.

2. При явке или доставлении подростка на первый допрос необходимо убедиться в личности допрашиваемого (по документам или с помощью лиц, знающих несовершеннолетнего, вызванного на допрос). В противном случае возможно, что подросток, при котором в большинстве случаев не оказывается документов, сообщает данные не о себе, а о другом человеке.

3. При определении продолжительности допроса должна приниматься во внимание повышенная утомляемость подростка. Обнаружив ее признаки (рассеянное внимание, безучастность и т.д.), целесообразно сделать перерыв, отметив это в протоколе. Так же нужно помнить, что в ст. 425 УПК РФ говориться что допрос несовершеннолетнего не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности четырех часов в день.

Выполнила: студентка 4 курса

дневного бюджетного отделения

Астапова Алина Григорьевна

ассистент Маковеева А.Е.

2.Законодательные основы допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) 5

2.1.Международное право 5

2.2.Законодательство Российской Федерации 6

3.Тактико-психологические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) 9

3.1.Подготовительная стадия 10

3.2.Стадия свободного рассказа и стадия постановки вопросов 12

3.3.Стадия фиксации хода и результатов допроса 13

4.Проблемы, связанные с привлечением к допросу несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) иных участников 15

6.Список литературы 20

Преступность несовершеннолетних неотъемлемая часть преступности в общем ещё с древних времен. Подверженный влиянию семьи, общественности, средств массовой информации, авторитетов, своих желаний о самоутверждении, несовершеннолетний часто становится субъектом деяния, запрещенного законом.

По статистике В России с 2011 по 2013 гг. наблюдался спад преступлений совершенных несовершеннолетними, прирост составлял -8,5% в 2011 г. и -10,6% в 2012 г., однако в 2013 г. уровень преступности несовершеннолетних возрос примерно на 5% по сравнению с 2012 г. 1 Резкие перепады показателей лишь доказывают то, что актуальность темы еще не исчерпана, так как до настоящего времени не нашли однозначного эффективного рычага влияния на детскую и подростковую психику, который бы избавил общество от детей-преступников.

Начавшись со стрельбы в московской школе №263, 2014 г. стал апогеем несовершеннолетних преступников, приблизив тем самым Россию к тому «безумию» подростков , которое уже давно не редкость в мире, а особенно в США. Данное крайне абсурдное в соотношении причин, жестокости и плановости деяние московского школьника, заставило официальных лиц задуматься о большей внимательности к проблемам преступности несовершеннолетних и некоторых других направлений, связанных с указанной преступностью. Президент РФ Путин В.В. Призвал больше внимания уделять воспитанию подрастающего поколения 2 , Общественная палата обратилась в Совет Безопасности с просьбой принять меры по борьбе с растущей детской преступностью в России, столкнулись диаметрально противоположные мнения о причинах толкающих подростков и детей идти на совершение преступлений: кто-то винит гуманизм и особое отношение со стороны государства, кто-то считает, что во всем виноват тот самый жесткий контроль, кто-то вменяет вину общественному равнодушию, а кто-то как уполномоченный по правам ребенка в г.Москве Е.Бунимович ратует за взаимодействие госструктур, ответственных за профилактик детской преступности. 3 Пока чиновники договариваются и приходят к единому мнению, преступность несовершеннолетних продолжает крепнуть.

Несовершеннолетние даже совершив какое-либо преступление все же остаются несовершеннолетними со своими психическими и умственными особенностями, поэтому расследование преступлений, совершенных данной категорией лиц, требует от следователя, дознавателя отличного от общего порядка действий.

Объектом исследования данной курсовой работы являются тактические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

Цель написания курсовой работы состоит в изучении особенностей допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.

Рассмотреть международное и российское законодательство, применяемо при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого);

Рассмотреть процессуальные особенности и тактику допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых);

Рассмотреть проблемы, связанные с участием несовершеннолетнего в производстве допроса.

В том случае, если обвиняемый упорно не желает давать правдивые показания, более правильно в отношении него избрать тактику постепенного предъявления отдельных доказательств. Каждый такой допрос хотя и не достигает цели сразу, но все же оказывает на обвиняемого определенное влияние. Следует по возможности облегчить обвиняемому путь к признанию, ведь любому человеку трудно сознаться во лжи. Может быть, вместо прямого вопроса обвиняемому о том, как он совершил данное преступление, следует задать другой: зачем он это сделал.

В том случае, если обвиняемый не намерен давать правдивые показания, не следует на первом же допросе предъявлять ему все доказательства. Необходимо время, чтобы он привык к мысли о неизбежности разоблачения. Если все доказательства будут предъявлены на первом допросе, то при последующих придется их повторять, и обвиняемый поймет, что следователь не смог собрать против него новые доказательства.

В целях изобличения следует попытаться выяснить при допросе обстоятельства преступления, знать которые может лишь тот, кто это сделал. Для этого может быть использован такой тактический прием, как глубокая детализация показаний с последующим их сопоставлением с имеющимися в деле материалами.

Если по делу проходит несколько обвиняемых, и никто из них не признает себя виновным, целесообразно применить следующий прием. От одного из участников группы получают правдивые показания по какому-либо незначительному факту. Затем ему предлагается на очной ставке со своим соучастником повторить только этот эпизод. У второго обвиняемого создается впечатление, что его соучастник рассказал не только этот факт, но и полностью признал себя виновным в совершении преступления.

При расследовании преступлений, совершенных группой, важно пробить брешь в их предварительно согласованных на случай задержания показаниях. Преступная группа сильна до совершения преступления, до задержания одного из соучастников. Затем эта сила оборачивается слабостью. Обвиняемые неизбежно начинают выгораживать себя за счет соучастников.

Изобличить лицо, вошедшее в острый конфликт со следователем, можно и путем проведения очных ставок.

Тактика допроса во многом определяется личностью допрашиваемого, особенностями конкретного преступления. Так, например, допрос лица, совершившего кражу, отличен от допроса насильника; убийцы – от наркомана; лица, занимающегося сделками с валютой, – от допроса хулигана. Общие положения тактики допроса находят свое конкретное воплощение при расследовании отдельных видов преступления.

Способы осуществления тактических приемов допроса являются одинаковыми, независимо от вида расследуемого преступления. Но, разумеется, различны их стороны, т.е. выясняемые вопросы, круг допрашиваемых, учет их роли в деле и т.д., а это и составляет специфику применения тактических приемов допроса при расследовании отдельных видов преступлений.

Глава 3. Особенности тактики допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.

Особенности допросов несовершеннолетних связаны с наличием специфических черт их психологии. Процессуальный порядок и тактические правила допроса несовершеннолетних обеспечивают нейтрализацию тех психологических черт, которые могут воспрепятствовать получению полных и правдивых показаний и, наоборот, использование допрашивающим черт, облегчающих получение таких показаний. Применительно к допросу речь идет о меньшем, чем у взрослых, объеме знаний и опыта; меньшей способности к сосредоточенному вниманию; повышенной внушаемости; меньшем развитии аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденции к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональности суждений и действий. В частности, дети и подростки уступают взрослым в способности охватить событие в целом, нередко обращают внимание лишь на детали, характеризующие внешнюю сторону события. Они чаще, чем взрослые допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и событий.

В то же время несовершеннолетним свойственны точность восприятия и прочность удержания в памяти деталей событий и свойств предметов, их заинтересовавших. При даче ими показаний относительно сильнее отказываются позитивные побуждения говорить правду: случаи упорного запирательства встречаются в два раза реже, чем у взрослых. Здесь также легче, нежели при допросе взрослых, получить опорные пункты для проверки показаний (распорядок дня и времяпрепровождение несовершеннолетних в основном контролируются и наблюдаются взрослыми), легче распознать и продемонстрировать подростку ложность тех или иных его утверждений (он, как правило, не в состоянии продумать все детали таких утверждений).

Исходя из вышеуказанных особенностей, законодатель предусмотрел особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, которые заключаются в следующем.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день (данные психологов показывают, что несовершеннолетние в возрасте 14-17 лет могут быть внимательными и сосредоточенными около часа, а в возрасте 8-13 лет — лишь в течение 15-30 минут. Из этой предельной продолжительности непрерывного допроса и надо исходить, устраивая перерывы в случае необходимости более продолжительного его ведения).

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Указанные процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого призваны обеспечить охрану прав и законных интересов процессуально недееспособных лиц, обеспечить получение достоверных показаний об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, сохранить юридическую силу доказательств, полученных при допросе и избежать возможности признания их недопустимыми, оградить несовершеннолетнего от неправомерных действий должностных лиц, производящих допрос.

Подводя черту под всем вышеизложенным, целесообразно еще раз остановиться на основных моментах проделанной работы.

Тактический прием допроса может быть определен как адекватный ситуации способ речевого или неречевого воздействия на допрашиваемого, способствующий эффективному собиранию и использованию информации, оптимизации решения других задач при подготовке и проведении допроса.

Тактические приемы допроса весьма разнообразны, поскольку в их качестве могут выступать самые разнообразные виды и формы проявления активности следователя (различные ходы, шаги, меры, поступки, действия и воздержания от них, линия поведения, жесты, произнесенные тексты и другие акты, в том числе другие следственные действия, выполняемые в порядке подготовки к допросу, обеспечивающие его результативность).

Существует ряд критериев допустимости тактического приема допроса, поскольку далеко не всякий способ решения задач допроса может рассматриваться как правомерный и допустимый в уголовном процессе.

Тактический прием допроса должен соответствовать нормам закона, не противоречить этическим нормам и правилам, быть безопасным для жизни и здоровья участников следственного действия (что нельзя сказать, в частности, о приемах допроса с применением наркотических и психотропных веществ), других людей, его применение не должно причинять вреда иным охраняемым законом отношениям.

Важным признаком приема, рекомендуемого криминалистикой, является его научная обоснованность и состоятельность, апробированность и эффективность.

Тактические приемы допроса подозреваемого и обвиняемого обладают специфичностью, вызванной их особым процессуальным статусом и психологической позицией, зачастую ориентированной на сокрытие истинных обстоятельств дела.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г № 63-ФЗ // Российская газета. – 1996. – 18 июня (ред. от 01.03.2012 г).

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001г № 174-ФЗ// Российская газета. – 2001. – 22 декабря (ред. от 01.03.2012 г).

4. Федеральный закон от 12.08. 1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»// Российская газета. – 1995. – 18 августа (ред. от 08.12.2011 г).

5. Белкин Р. С. Собирание, исследование и оценка доказательств. – М., 1966. С. 253

6. Васильев А. Н., Корнеева Л. Н. Тактика допроса при расследовании преступлений. – М., 1999. С. 720.

7. Золотых В.В. Проверка допустимости доказательств в уголовном процессе. Ростов-на-Дону.2009. С. 350.

8. Михайлов А.И., Соя-Серко Л.А., Соловьев А.Б. Научная организация труда следователя. – М.,2008. С. 127.

9. Очередин В.П. Допустимость и недопустимость по уголовным делам доказательств. Волгоград.2003. С. 278.

10. Питерцев С.К., А.А. Степанов. Тактика допроса на предварительном следствии и в суде.СПб.2001. С. 356.

11. Следственные действия. Криминалистические рекомендации. Под ред. В. А. Образцова. – М., 2010. С. 169.

12.Судебная практика к Уголовному кодексу Российской Федерации / Сост. С.В. Бородин, А.И. Трусова; под общей ред. В.М. Лебедева. – М., 2008. – 612 с.


Статьи по теме