Принципы Территориальной Организации Местного Самоуправления Шпаргалка

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Принципы Территориальной Организации Местного Самоуправления Шпаргалка. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шпаргалки».

Принципы Территориальной Организации Местного Самоуправления Шпаргалка.rar
Закачек 1069
Средняя скорость 6875 Kb/s

Принципы Территориальной Организации Местного Самоуправления Шпаргалка

система государственного и муниципального управления

на тему: Принципы территориальной организации местного самоуправления.

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

  • муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений
    • сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов
    • городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
  • городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района
  • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

Главный документ, регулирующий деятельность местных самоуправлений — это Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Глава 2 данного закона поясняет принципы территориальной организации местного самоуправления.

Принципы территориальной организации местного самоуправления

Статья 10. Территории муниципальных образований

1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

2. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 — 13 настоящего Федерального закона.

Статья 11. Границы муниципальных образований

1. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1) территория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями;

2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;

6) в границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый);

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения;

8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

9) на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;

10) размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения;

11) границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципального района — с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях;

12) границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта;

13) территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения;

14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

16) границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения.

2. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных статьей 16 настоящего Федерального закона вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных статьей 15 настоящего Федерального закона вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

4. К территориям с высокой плотностью населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза выше средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

Статья 12. Изменение границ муниципального образования

1. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

2. Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

3. Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

4. Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

5. Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, установленной пунктом 6 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Статья 13. Преобразование муниципальных образований

1. Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

2. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

3. Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан.

4. Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

5. Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан.

6. Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

7. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

Феде­ральный закон «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» устанавливает закрытый пере­чень видов муниципальных образований, которые могут создаваться в субъектах Федерации, определяя их территориальную основу и статус. Кроме того, Закон предусматривает, что территория субъекта Федера­ции должна быть разграничена между городскими и сельскими поселе­ниями (муниципальными образованиями). Исключение могут состав­лять территории с низкой плотностью сельского населения, которые могут не включаться в состав территорий поселений (ст. 11).

2) сочетание поселенческого и территориального принципов при формировании муниципальных образований.

Согласно Конституции РФ (ст. 131) местное самоуправление осуще­ствляется в городских и сельских поселениях, а также на других террито­риях. Закон 2003 г. определяет содержание поселенческого принципа, устанавливая требования к городским (включая и городской округ) и сельским поселениям как муниципальным образованиям, а также конкретизирует конституционное положение о «других территориях», в границах которых осуществляется местное самоуправление, относя к ним территории муниципальных районов.

Сельское поселение как вид муниципального образова­ния может создаваться на основе как поселенческого принципа (пред­ставляя собой один населенный пункт), так и территориального принци­па (представляя собой несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией). 14

В особую категорию муниципальных образований Закон выделяет внутригородские муниципальные образования, создавае­мые в городах федерального значения.

Особенности территориальной ос­новы имеют также закрытые административно-территориальные обра­зования, обладающие статусом городского округа;

3) двухуровневая территориальная организация местного самоуправления в границах муниципального района.

Федеральный закон 2003 г. прямо предусматривает обязательность двухуровне­вой территориальной организации местного самоуправления в муниципальном районе, выде­ляя при этом не только вопросы местного значения поселения, но и во­просы местного значения межпоселенческого характера, относя их к компетенции муниципального района (ст. 2);

4) участие населения в принятии решений по вопросам преобразования муниципальных образований.

Этот принцип обеспечивается правом населения, во-первых, высту­пить с инициативой преобразования муниципального образования и, во-вторых, выражать свое мнение по вопросу преобразования муници­пального образования путем голосования (в порядке, предусмотренном для проведения местного референдума) либо на сходах граждан;

5) учет численности населения при образовании сельского поселения.

В состав территории сельского поселения могут вхо­дить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с чис­ленностью населения более 1000 человек (для территорий с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные об­щей территорией несколько сельских населенных пунктов с численно­стью населения менее 1000 человек каждый (для территорий с высокой плотностью населения — менее 3000 человек). 15

На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступ­ных местностях сельский населенный пункт с численностью менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населен­ный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающем в соответствующем населен­ном пункте. В этом случае органы местного самоуправления муници­пального района осуществляют в данном населенном пункте все полно­мочия органов местного самоуправления поселения; 16

6) наделение законами субъектов Федерации соответствующих муни­ципальных образований статусом городского, сельского поселения, город­ского округа, муниципального района, внутригородского муниципального образования.

Федеральный закон 2003 г. устанавливает требования и критерии, которыми должны руководствоваться субъекты Федерации, решая вопросы образования и преобразования муниципальных образова­ний. Вопрос о наделении статусом муниципального образования внутригородские территории городов федерального значения осуще­ствляется в соответствии с уставами и законами указанных субъек­тов Федерации. 17

2. Принципы, определяющие порядок установления и изменения границ муниципальных образований:

1) территория субъекта Федерации разграничивается между поселе­ниями. При этом Закон устанавливает, что:

а) территории с низкой плотностью сельского населения (межселенные территории) могут не включаться в состав территорий поселений;

б) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

2) установление границ сельского поселения (в состав которого входят два и более населенных пункта), а так же муниципального района, как правило, с учетом пешеходной (транспортной) доступности.

Границы, как правило, должны устанав­ливаться так, чтобы жители соответствующего муници­пального образования могли в течение рабочего дня добраться до адми­нистративного центра своего муниципального образования и обратно в населенный пункт, где они проживают (для муниципального района границы устанавливаются с учетом транспортной доступности, а для со­ответствующего сельского поселения — пешеходной доступности);

3) целостность территории муниципального образования:

а) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

б) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

в) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района. Это обусловлено двухуровневой организацией местного самоуправления в муниципальном районе. Что же касается городского округа, то его территория не может входить в состав территории муниципального района: данные муниципальные образования не объединены общей территорией;

4) учет мнения населения при решении вопроса об установлении и изменении границ муниципальных образований.

Согласно Конституции РФ (ст. 131) изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с уче­том мнения населения соответствующих территорий. В одном случае изменение границ осуществляется с учетом мнения населения, а в другом — только с согласия населения (например, согласие населе­ния требуется при изменении границ муниципального района, влеку­щем отнесение территорий отдельных населенных пунктов к территори­ям других муниципальных районов); 18

5) учет исторических, местных традиций, необходимости создания условий для решения соответствующих вопросов местного значения, развития муниципального образования.

Этот принцип обусловлен спецификой местного само­управления как формы власти народа, посредством которой население самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций, а также иных факторов: характер и объем отнесенных к ведению муниципального образования данного вида вопросов мест­ного значения, план развития социальной, транспортной и иной инфра­структуры муниципального образования и др.;

6) установление и изменение границ муниципальных образований зако­нами субъектов Федерации.

Федеральный закон 1995 г. также признавал за субъектами Федера­ции право устанавливать и изменять границы муниципальных образова­ний. Он тоже относил к их ведению регулирование порядка установле­ния и изменения данных границ (ст. 13). Федеральный закон 2003 г. сам достаточно подробно регулирует этот порядок. Поэтому субъекты Феде­рации, устанавливая и изменяя границы муниципальных образований, должны руководствоваться требованиями, предусмотренными данным Федеральным законом 19 .

3. Принципы, определяющие состав территории муниципальных об­разований:

1) обеспечение устойчивого и комплексного развития территории муниципального образования в целях эффективного решения вопросов местного значения, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения.

Реализация данного принципа обеспечивается следующими требо­ваниями Закона:

а) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

б) в состав территории поселений должны включаться не только земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, но и рекреационные земли, земли, необходимые для развития муниципального образования;

в) состав земель территории муниципального района, определяющих его границы, должен обеспечивать создание условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также для осуществления на всей территории муниципального района делегированных государственных полномочий;

2) учет исторических и иных местных традиций при определении состава территории муниципального образования, установлении его границ.

Федеральный закон 2003 г. предусматривает включение в состав тер­ритории поселения исторически сложившихся земель населенных пунктов. В состав территории поселения должны также входить земли традиционного природопользования населения соответствующего по­селения. 20

Понятие территориальных основ местного самоуправления. Принципы территориальной организации местного самоуправления

Понятие территориальной основы местного самоуправления

Территориальная основа местного самоуправления как институт муниципального права представляет собой систему правовых норм, регулирующих вопросы территориальной организации местного самоуправления. К наиболее важным вопросам, регулируемым данным институтом муниципального права, относятся:

  1. формирование муниципального образования;
  2. состав территории муниципального образования;
  3. границы муниципального образования;
  4. изменение состава территории муниципального образования;
  5. упразднение муниципального образования.

В ст. 131 Конституции РФ сказано, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других тер­риториях с учетом исторических и местных традиций. Эту норму можно считать территориальной основой местного самоуправления в наиболее общем виде.

В Федеральном законе « Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в РФ » от 6 октября 2003 г. в ст. 10 положение ст. 131 Конституции РФ более конкретизирова­но и выглядит следующим образом: «Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муници­пальных районах, городских округах и на внутригородских террито­риях городов федерального значения».

Таким образом, нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указывают, что муниципальными образованиями в РФ являются:

  • сельское поселение;
  • городское поселение;
  • муниципальный район;
  • городской округ;
  • внутригородская территория города федерального значения.

Федеральный закон не дает определения муниципального образования. Закон 2003 г. просто перечисляет возможные виды муниципальных образований, и при этом как бы отходят на второй план два основных критерия, в соответствии скоторыми с 1995 г. шел процесс создания муниципальных образований:

  1. организационный (наличие местного самоуправления, его выборных органов);
  2. материальный (наличие муниципальной собственности и местного бюджета).

Таким образом, Федеральный закон 2003 г. исчерпывающе называет виды муниципальных единиц. Предусмотренные им муниципальные образования можно различать как муниципальные единицы, образно говоря, низового и более высокого уровня (хотя этот Федеральный закон понятие «уровни» не использует) по двум критериям:

  • по характеру полномочий;
  • по месту в системе местного самоуправления.

Первый критерий — это характер полномочий. Муниципальные образования низового уровня — сельские поселения, городские поселения, внутригородские территории городов федерального значения по изначальной редакции Закона 2003 г. разрешают только вопросы местного значения (в редакции Закона от 29 декабря 2006 г. поселения получили право с 2008 г. на осуществление некоторых, указанных в Законе, государственных полномочий и в целом на реализацию иных государственных полномочий, если они не закреплены за конкретным государственным органом). Муниципальный район и городской округ имеют статус муниципальных образований более высокого уровня в силу того, что помимо разрешения вопросов местного значения могут осуществлять и отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами или законами субъектов РФ.

Второй критерий — это место в системе местного самоуправления. Сельские поселения, городские поселения и внутригородские территории городов федерального значения могут быть названы муниципальными образованиями низового, или первичного, уровня, поскольку ниже их муниципальных образований не существует. В состав сельских поселений, городских поселений входят населенные пункты и прилегающие к ним земли, но они не являются муниципальными образованиями.

Муниципальный район в сельской местности — муниципальное образование более высокого, второго, уровня («этажа»). В него и входят сельские поселения, городские поселения (как муниципальные образования). А городской округ — это муниципальное образование, которое корреспондирует уровню муниципального района. Иначе говоря, городским округом является территория, включающая город, прилегающие к нему иные населенные пункты и земли между ними, выделенная из муниципального района (муниципальных районов) и ставшая самостоятельным муниципальным образованием. По объему полномочий муниципальный район и городской округ почти не отличаются друг от друга . А поскольку городской округ — это, образно говоря, «вчерашнее» городское поселение, но получившее более высокий «ранг», его вопросы ведения и полномочия во многом родственны городскому поселению.

Для правильной ориентации в видах и структуре тех или иных муниципальных образований следует четко представлять структуру муниципального образования и его территории, а также понятие населенного пункта. Дело в том, что муниципальное образование может состоять из одного населенного пункта, а может включать в себя и несколько населенных пунктов. Кроме того, муниципальное образование может включать в себя помимо земель населенных пунктов и прилегающие к ним земли, а когда речь идет о муниципальном районе, в его состав включаются и так называемые межселенные территории, т.е. территории (населенные пункты или земли), не включаемые в состав низовых муниципальных образований — поселений.

С учетом сказанного Федеральный закон 2003 г. предлагает исходить из того, что границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с рядом требований.

Прежде всего, территория субъекта РФ разграничивается между сельскими и городскими поселениями. Каких-то жестких требований средней численности муниципального образования Закон не содержит. Он предлагает учитывать низкую или высокую плотность населения, с учетом которой территории включаются в состав указанных выше первичных муниципальных образований, а в отдельных случаях могут входить напрямую в муниципальные образования верхнего уровня. В целом вопрос решается так: по общему правилу территории включаются в состав тех или иных первичных муниципальных образований — сельских поселений или городских поселений.

Однако территории с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территорий поселений (надо полагать, сельских поселений), за исключением:

  • территорий исторически сложившихся земель населенных пунктов;
  • прилегающих к населенным пунктам земель общего пользования;
  • территорий традиционного природопользования населения соответствующего поселения;
  • рекреационных земель;
  • земель для развития поселения;

т.е. все перечисленные объекты должны быть оставлены в поселении.

Территории с низкой плотностью населения, не входящие в состав поселений, входят в муниципальный район — это межселенные территории.
В свою очередь, территории всех сельских и городских поселений, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.

Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории соответственно сельского или городского поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения. Это означает, что входящие в состав муниципального района сельские и городские поселения организационно отделены друг от друга. При этом территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в РФ. В свою очередь, к территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории, где плотность сельского населения более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в РФ. Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой или высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

Принципы территориальной организации местного самоуправления

Закрепление границ муниципальных образований проводится в соответствии со следующими принципами:

  1. в случае если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией административно-территориальной единицы, его граница определяется по границам соответствующей административно-территориальной единицы;
  2. в случае если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией нескольких административно-территориальных единиц, его граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальныхединиц;
  3. в случае если муниципальное образование наделяется территорией, частично или полностью не совпадающей с территорией административно-территориальных единиц, его граница определяется по границам административно-территориальных единиц в части их совпадения, а также по границам земельных участков, оформленных в установленном законом порядке и естественным границам.
  4. границы разных муниципальных образований не могут пересекаться друг с другом;
  5. границы муниципальных образований не могут пересекатьадминистративную границу субъекта РФ и государственнуюграницу РФ;
  6. граница муниципального района не должна пересекать границу административно-территориальной единицы, расположеннойна его территории;
  7. в границах городских и сельских поселений не может бытьдругих муниципальных образований.


Статьи по теме