Ознакомление Дошкольников с Комнатными Растениями Курсовая

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Ознакомление Дошкольников с Комнатными Растениями Курсовая. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Рефераты».

Ознакомление Дошкольников с Комнатными Растениями Курсовая.rar
Закачек 3661
Средняя скорость 9102 Kb/s

Ознакомление Дошкольников с Комнатными Растениями Курсовая

Комнатные цветы в интерьере детских учреждений. Задачи ознакомления детей с комнатными растениями. Принципы подбора растений в разных возрастных группах. Требования к отбору обитателей уголка природы. Биологический подход к содержанию комнатных растений.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Значение живого уголка в ознакомлении дошкольников с природой. Возможность сосредоточить внимание на небольшом количестве обитателей и типичных их признаках. Требования к отбору растений и животных. Оборудование уголка природы в разных возрастных группах.

Значение уголка природы в воспитании детей, требования к нему в детском саду в разных возрастных группах. Программное содержание работы. Деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголка. Организация наблюдения в уголке природы.

Комнатные растения на уроках биологии в школе. Изучение особенностей развития и размножения органического мира. Изучение основных закономерностей наследственности и изменчивости растений. Использование комнатных растений при изучении основ экологии.

Анализ содержания и методики формирования знаний о комнатных растениях в процессе наблюдения у детей дошкольного возраста. Характеристика организации работы с комнатными растениями. Описания развития у детей навыков по выращиванию и уходу за цветами.

Возможность использования наглядности для формирования научного, экологического мировоззрения школьников, ответственного отношения к природе и формирования практических умений. Применение комнатных растений в процессе изучения темы «Цветковые растения».

Роль комнатных растений в работе с дошкольниками и занятия по ознакомлению с природой для формирования знаний с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. Методики формирования положительного отношения детей к комнатным растениям.

Понятие и методика проведения экскурсий в средней группе детского сада, их значение в экологическом развитии детей и место в образовательно-воспитательной работе. Основные природные элементы участка детского сада и требования к подбору растений.

Биология растений рода Begonia. Оптимальный вегетативный способ размножения для комнатных декоративно-лиственных растений рода (с помощью листового черенка). Основные формы, методы и приемы преподавания ботаники в школе. Разработка урока ботаники.

Значение и особенности организации природных зон в помещениях дошкольных образовательных учреждений. Требования к подбору и размещению обитателей живого уголка. Конспекты занятий по ознакомлению с обитателями уголка природы. Примеры живых уголков в ДОУ.

Экологизация воспитательно-образовательной деятельности. Создание экологического пространства для ознакомления с природой Актюбинской области. Видовой состав лекарственных растений, рекомендуемых для применения в работе с детьми дошкольного возраста.

Размещено на http:///

Размещено на http:///

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»

ВОСПИТАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Глава I. Теоретические аспекты воспитания наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях у детей дошкольного возраста

1.2 Пути и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей дошкольного возраста

Глава II. Содержание и методика работы по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

2.1 Описание методики работы по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

2.2 Опыт практической работы по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит, в том числе, и из-за того, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

Задачи педагогов — привить детям навыки культурного поведения в природе научить охранять и беречь ее богатства. Уже в ДОУ надо добиваться того, чтобы дети начали понимать природу и полюбили ее. Очень важно, чтобы они увидели большую роль человека в преобразовании природы и попробовали свои силы в регулировании условий, необходимых для роста и развития растений. Основные знания дети получают на занятиях по ознакомлению с природой, но развивать и закреплять интерес к природе, прививать им навыки самостоятельной работы, проверять свои силы в опытничестве и расширять представления о мире растений помогают мероприятия вне занятий.

Одним из самых интересных объектов является природа, естественная среда, окружающая человека в его повседневной жизни.

Однако в реальной жизни не всегда возможны контакты с естественной природой. Причины могут самые разнообразные (Удаленность объекта от ДОУ) так и сезонные (погонные неудобства). Вместе с тем в каждом ДОУ есть великолепные природные объекты, интересные со всех точек зрения — это комнатные растения. Превосходный, живой материал, который можно весьма успешно использовать для экологического образования и воспитания круглый год.

Комнатные растения в учебном процессе ДОУ находят самое разнообразное применение. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях детского сада. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на занятиях живых растений.

Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за ними, развивает наблюдательность, способствует воспитанию творческого подхода к размножению и содержанию растений.

В связи с актуальностью экологического воспитания в данный момент времени, нами сформулирована данная тема исследования.

Объект исследования — воспитание наблюдательности детей.

Предмет — воспитание наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями.

Цель — на основе теоретического анализа и практического опыта представить формы работы по воспитанию наблюдательности у дошкольников в процессе ознакомления с комнатными растениями.

Цель реализуется через следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Проанализировать содержание и методику формирования знаний о комнатных растениях в процессе наблюдения у детей дошкольного возраста.

3. Описать опыт практической работы по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, литературы и приложения.

Глава I. Теоретические аспекты воспитания наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях у детей дошкольного возраста

Дети в дошкольном возрасте получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, через книги и телевидение, в формирующейся учебной деятельности. Знания формируются как в стихийном познании природы, так и в процессе направленного умственного воспитания. Знания являются результатом умственного воспитания. Знания это отражение человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; коллективный опыт человечества, результат познания объекта и деятельности. Знания результат познания, научные познания, научные сведенья; совокупность сведений в какой-нибудь области.

Как показал ряд педагогических и психологических исследований, дошкольное детство нельзя рассматривать как период накопления лишь отдельных конкретных представлений о вещах. На протяжении этого периода наблюдаются существенные сдвиги в умственном развитии, формируются общие представления и понятия, складываются важные мыслительные операции умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Знания рассматриваются как аспект умственного развития. Знания ребенок приобретает в процессе учебной деятельности.

Обучение процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков (18). Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями, определённым опытом, и теми, кто их усваивает.

Исходным звеном формирования знаний о растениях является система конкретных знаний, отражающих ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленности к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми среднего дошкольного возраста доказана психолого-педагогическими исследованиями.

Ознакомление с природой занимает особое место в умственном воспитании детей. Большая часть знаний, которыми дети овладевают в детском саду это конкретные сведения и факты из области живой и неживой природы. В ходе обучения ребёнок овладевает знаниями постепенно, поэтапно. Условно можно выделить несколько таких этапов. Каждому этапу соответствует определённый уровень знаний и возможностей ребёнка в осмыслении природных явлений, а также определённая направленность педагогического руководства умственной деятельностью дошкольников.

Содержание знаний, усваиваемых детьми, должно быть воспитывающим (15). У детей формируют элементарные, но научно достоверные знания о явлениях природы, подчёркивающие их взаимозависимость и материальность мира, роль человека в природе.

Знания должны быть доступными всем дошкольникам; они усложняются от группы к группе, становятся более детализированными и в то же время более обобщёнными. Знания должны быть конкретными.

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо учить детей различать и называть наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности деревья, кустарники, травянистые растения. Воспитанников детского сада знакомят и с комнатными растениями, учат узнавать, различать и называть наиболее яркие, часто встречающиеся из них. В дошкольном возрасте детям доступны знания о потребностях растений: для жизни, роста и развития растения нуждаются в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Ребята учатся различать части растений (лист, стебель, корень, цветок), узнают о функциях некоторых из них. Очень важно дать воспитанникам элементарные знания об охране растений.

1.2 Пути и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей дошкольного возраста

Процесс формирования знаний происходит как в стихийной форме, так и в процессе целенаправленного обучения.

Обучение процесс целенаправленной передачи исторического опыта, организации формирования знаний, умений и навыков.

В обучении используются наглядные, словесные, игровые, практические методы. Методы обучения рассматриваются как способы работы педагога с детьми с целью приобретения последними знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития способностей. В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью, имеющей образовательное и воспитательное значение.

Суть обучения заключается не только в том, как доносит до детей новые знания педагог, но и в том, какова деятельность самих детей носит л.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края
Сущность и психологические аспекты патриотизма как нравственного качества личности дошкольника. Методические аспекты ознакомления детей с достопримеча.

Развитие детей в процессе ознакомления с природой
Теоретические основы изучения умственного развитие детей в процессе их ознакомления с природой, особенности мышления детей в связи с экологическим обр.

Формирование экологических представлений у дошкольников
Современные взгляды, пути и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с растениями. Особе.

Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника
Понятие и определение задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста. Анализ роли игры во всестороннем развитии ребенка. Исследование дид.

Развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью
Теоретические основы развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью. Главные особенности формировани.

Комментарии к слайдам:

1 слайд.

Все хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем,

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Вступительное слово: Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, т.е. тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Использование комнатных растений для формирования экологических понятий целесообразно, т.к. в мире растений наглядно проявляются основные закономерности: целостность, изменение, развитие. При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. У педагога есть возможность наглядно показать детям закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма от окружающей среды.

Именно поэтому, Целью моей работы стало: создание условий, способствующих развитию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры через знакомство с комнатными растениями в игровой деятельности.

Свою работу по ознакомлению детей с комнатными растениями я начала со 2-ой младшей группы, Задачи, которые я поставила перед собой:

1.Познакомить детей с комнатными растениями (3-4 видов).

2. Учить различать части растений.

2.Формировать представления детей о том, что для их роста нужны земля, вода, воздух.

3. Формировать представление о простейших взаимосвязях в живой природе.

Продолжили работу на следующий год с детьми средней группы, задачи усложнились

1.Закрепить знания детей о комнатных растениях.(4-5 видов)

2.Знакомить детей со способами ухода за растениями.

3.Расширять представления об условиях, необходимых для жизни растений.

4.Развивать умения замечать изменения, определять чего им не хватает (листья вянут, опускаются — недостаточно воды; листья бледнеют — не хватает света; растение становится слабым, растет медленно -не хватает питательных веществ).

На третьем году работы уже с детьми старшей группы по этой теме были поставлены такие задачи:

1.Продолжать знакомство с комнатными растения.

2.Закреплять умение ухаживать за ними.

3.Рассказать о способах вегетативного размножения растений.

4.Знакомить с разнообразием растений разных климатических зон.

На следующий год для детей подготовительной группы планирую:

1.Конкретизировать представлений детей об условиях жизни комнатных растений.

2.Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).

3.Формировать умение устанавливать связи между состояниями растения и условиями окружающей среды.

4. Закреплять умение правильно вести себя по отношению к растениям.

2 слайд. В своей работе по ознакомлению детей с комнатными растениями использую различные методы и приемы.

3 слайд-4 слай-5 слайд-6 слайд

На первом этапе своей работы изучила:

  • Задачи, методические и практические подходы к экологическому воспитанию по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А.Васильевой),программе « От рождения до школы» ( под редакцией Н.Е.Вераксы), а также с
  • с дополнительными программами «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Семицветик» Ашикова В.Г.
  • с опытом оформления, организации дидактических игр, пособий по знакомству детей с комнатными растениями в периодической печати.

*Оформила:

  • уголок природы в группе;
  • Мини — музей; «Кому и для чего я нужен»:

— картотеки «Комнатные растения», «Экологические игры», «Высказывания знаменитых людей о растениях»

*Подготовила:

экологические игры

  • папки «Загадки о комнатных растениях», «Стихи о комнатных растениях».

* Организовала: скорую помощь для растений «Зеленая аптека Айболита»

*Подобрала литературу по теме

*Разработала перспективный план проведения игр с детьми в течение года

*Собрала библиотечку книг « Юный эколог».

7 слайд. Антон Семенович Макаренко говорил:

«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

Наглядно показать детям зависимость растений от условий окружающей среды, закономерности в развитии растений, проследить взаимосвязь – комнатные растения и внешние факторы окружающей среды можно в игре.

8 слайд. На 2 этапе своей деятельности с детьми активно использовала различные виды игр

9 слайд.

Мною были созданы дидактические игры с предметами:

  • Поиграй с коровкой, бабочкой»
  • « Найди такой же»
  • «Отгадай загадку найди отгадку»
  • «Говорящий кубик»
  • « Игра с мячом»:
  • «Почтальон принес посылку»
  • «Листочки- шнурочки»

« Найди и узнай листочек»

  • «Экологический мяч»
  • «Продайте то, что назову»

10 слайд.

Так же словесные игры

  • «Телеграф»
  • « Мы знаем много названий растений»
  • « На окне в горшочках»
  • « Четвертый лишний»
  • « Что было бы если бы»
  • « Если бы я бы был растением»

11 слайд.

Большой интерес детей вызывает участие в сюжетно-дидактических играх:

  • « Магазин цветов»
  • « День рождения»
  • Режиссерская игра «Путешествие Дюймовочки по лесу комнатных растений»

12 слайд. Детям очень нравится рисовать, поэтому их вниманию предлагаю поиграть с играми-рисунками о растениях, например:

  • « Поиграй с растением» (игровизор)
  • Рисуем на песке, манке
  • « Дорисуй картинку» («Какое выражение эмоций подходит растению», «Раскрась только те растения, которые цветут», «Докрась растение», «Дорисуй средину растения», «Раскрась растение с большим листом», «Дорисуй листочки»)

13слайд. Для развития мелкой моторики руки, логического мышления использую

Настольно- печатные игры:

  • Лото
  • Найди пару
  • Собери растение (разрезные картинки)
  • Сложи кубики
  • Собери листок
  • Большие и маленькие
  • Угадай-ка (чудесный мешочек)
  • Чья тень?
  • Ниткография
  • Пазлы
  • Веселые листочки
  • Опросы и ответы

14 слайд. «ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ?» Почему говорят «Комнатные растения – друзья человека?» Ответы на эти вопросы дети получают в театрально-игровом творчестве:

  • Инсценирование сказки « Бабушка Федора и комнатное растение»
  • Иcпользую в работе этюды для развития эмоциональных способностей детей, развития выразительности речи:

«Цветок», «Росток», « Покажи стихи руками» и другие

15 слайд

Еще до начала работы с комнатными растениями, я часто замечала какое-то равнодушие у детей к зеленым обитателям на подоконнике в нашей группе. И скорее всего, это почти естественно, ведь как известно у дошкольников слово часто расходится с делом. Все дети задают разные вопросы – что будет, если исчезнет, зачем, почему? Поэтому был организован:

  • Центр « Почемучка» где сконцентрирован материал для проведения опытно — исследовательской деятельности.

16 слайд

  • Экологические минутки – позволяют нам не только играть, узнавать новое, приучаться к труду.

17 слайд. Так же практикую организацию:

  • Выставок растений, рисунков, поделок
  • Рассматривание книг, буклетов, фотоальбомов.

18 слайд

Без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры, поэтому они активные помощники, с их помощью:

  • Создана « Книга рецептов моей мамы»
  • Оформлены:
  • стенды: « Растения лечат», «Комнатные растения» «Растения нашей группы», «Ядовитые цветы», « Цветок месяца».
  • Для них проведены:

— выставка – конкурс «Любимое растение нашей семьи»; « Мой веселый кактусенок»;

— семинар- практикум для родителей «Зеленые друзья в жизни ребенка и всей семьи»

-объявлен конкурс «Садик в плошке на окошке».

19 слайд Результаты моей работы

1.У дошкольников появился интерес к комнатным растениям.

2.При получении новых знаний дети охотно ухаживали за растениями, с желанием перенимали друг у друга эстафету дежурства в уголке природы.

3.Дошкольники стали проявлять не только интерес и любознательность по отношению к комнатным растениям, но и активно участвовали в образовательном процессе, задавали вопросы: Как? Почему? Как узнать? Что делать?- что позволило мне искать и планировать новые формы работы на предстоящей деятельности по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями.

Проведенное в конце учебного года диагностическое исследование показало положительные результаты. Высокий уровень экологических знаний вырос на 45% и составил 60%, средний снизился на 20% и составил 25%, низкий снизился до 15%.

На сентябрь этого учебного года результаты показали, что дети за лето не забыли пройденный материал (требования стали выше, группа пополнилась новыми детьми)

20 слайд. Своим опытом неоднократно делилась с коллегами.

Проведены:

-«Комнатные растения ДОУ»

-«Центр природы в детском саду»

— «Добрые советы по выращиванию»

  • Конспекты НОД:
  • « Аленький цветочек»
  • « Путешествие в мир цветов»
  • Праздник для детей «В тени большого фикуса»
  • Презентация экологических игр, на которой были проиграны
  • Мастер-класс «Посадка комнатных растений» — на данном мероприятии был организован «шведский стол», педагоги, присутствующие могли выбрать понравившееся растение и поучить краткую информацию о нем.

21 слайд. Сегодня я спрашиваю себя – все ли цели достигнуты? Конечно, работы еще много, ведь формирование экологической культуры, это постоянный непрекращающийся процесс. И достигая одной цели, решая одну задачу, появляются другие. Мои перспективы:

-алфавит по комнатным растениям;

-картотеку цветов с двойным названием;

  • Провести экскурсию в цветочный магазин.
  • Ознакомить детей и родителей с экзотическими растениями.
  • Подготовить материал по опыту работы для расположения на сайте «Педсовет».

22 слайд

Мои друзья мне в шутку говорят-

Цветы ты любишь больше, чем людей,

На подоконниках твоих висящий сад,

Семирамидой ходишь ты по комнате своей!

Что за потребность странная растить цветы,

Держать в горшочках, поливать, ухаживать,

Следить за тем, чтобы не сохли лепестки,

Весной их удобрять и пересаживать?

Сама не знаю, почему я их держу,

И прибавляю тем себе забот,

Зимой особенно я ими дорожу,

Когда за окнами метель, мороз и лед.

Они цветут как будто для меня,

Они растут, как будто я расту…

И не прошло не вечера, ни дня,

Когда любуюсь ими, я на них смотрю.

Не представляю дом, в котором нет цветов,

В нем так безжизненно и сиротливо,

Они со мною говорят без слов

И радуют собою молчаливо.

Семирамида? Это про меня!

Про ту царицу древнюю, что не могла без сада


Статьи по теме