Отрасли Современного Российского Права Тенденции Развития Шпаргалка

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Отрасли Современного Российского Права Тенденции Развития Шпаргалка. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шпаргалки».

Отрасли Современного Российского Права Тенденции Развития Шпаргалка.rar
Закачек 1280
Средняя скорость 1013 Kb/s

Отрасли Современного Российского Права Тенденции Развития Шпаргалка

После провозглашения государственной независимости в новой России законодательство существенно обновилось. Функционирует профессиональный парламент. Вследствие этого значительно ускорились темпы законодательной деятельности, которые соответствуют теперь показателям стран романо-германской правовой семьи. Некоторые отрасли законодательства создаются заново. Закон постепенно занимает ведущее положение в правовом регулировании общественных отношений.

Для развития современного российского законодательства характерны процессы интеграции и дифференциации правового регулирования. До 90-х годов XX в. в развитии системы российского законодательства преобладали процессы дифференциации. Это привело, в частности, к появлению таких новых отраслей законодательства, как

законодательство в области социального обеспечения, отделившееся от трудового законодательства, и бюджетное (финансовое) законодательство, вычленившееся из административного.

Переход к рыночным отношениям и правовому государству сопровождается интеграцией законодательного регулирования как следствием возрождения публичного и частного права. Наиболее характерный пример – максимально широкая трактовка в ГК России круга отношений, регулируемых гражданским законодательством.

В результате интеграционных процессов увеличиваются договорные (фактически гражданско-правовые) элементы в ряде отраслей российского законодательства, прежде всего в семейном, трудовом, праве земле- и природопользования и др.

Главное новшество в семейном законодательстве России состоит в появлении института брачного договора и расширении круга возможных возмездных и безвозмездных соглашений между членами семьи. Вместе с тем это не привело к поглощению семейного законодательства гражданским, о чем свидетельствует, в частности, существенное расширение Семейным кодексом России специфических для данной отрасли законодательства прав ребенка в соответствии с требованиями международного права.

В условиях переходного периода развитие земельных отношений и отношений природопользования делает необходимым постепенное внедрение в юридическую регламентацию соответствующих отношений начал рыночных, в особенности частноправовых. В XXI в. земельное, лесное, водное и горное законодательства будут активно развиваться как самостоятельные отрасли.

Общемировая тенденция вычленения трудового законодательства из гражданского явилась в начале XX в. важным шагом на пути защиты прав трудящихся.

Административное законодательство составляет ядро российского публичного права. В этой отрасли законодательства продолжают развиваться интеграционные процессы. Вслед за отраслью финансового законодательства от административного отпочковалось в качестве самостоятельной отрасли финансовое законодательство.

В современной системе российского законодательства можно наблюдать изменения, происходящие, хотя и в разных объемах, в трех ее структурах: во-первых, в иерархической; во-вторых, в федеративной; в-третьих, в отраслевой.

В иерархической структуре российского законодательства изменения связаны прежде всего с возрастанием роли указов Президента Российской Федерации. В федеративной структуре меняется природа

федеральных законов по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов (на место основ законодательства приходят кодексы). До конца не решен вопрос о юридической природе и силе соглашений, заключенных между органами исполнительной власти России и ее субъектов. Отраслевая структура российского законодательства подвергается сильному влиянию изменений, происходящих в системе права. При этом одновременно можно наблюдать проявление в системе законодательства как процессов интеграции, так и процессов дифференциации, под влиянием которой стали выделяться новые отрасли законодательства: об охране здоровья граждан, об образовании, сельскохозяйственное законодательство.

О важности интеграционных процессов в системе российского законодательства можно судить по тому, в какой мере его эффективность зависит от завершенности процессов формирования тех или иных законодательных массивов. Так, законодательство по борьбе с преступностью функционирует не в полную силу из-за отсутствия нового УПК России. Такое же влияние оказывает на цивилистическое процессуальное законодательство отсутствие нового ГПК.

Исследование и значение тенденций развития системы российского законодательства необходимо для рациональной организации учета нормативных правовых актов и их систематизации, а также для создания Свода законов России и сводов законов ее субъектов.

Литература

1. Лнселъ М. Методологические проблемы сравнительного права // Очерки сравнительного права / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 1981.

2. Головкин Р.Б. Современное право России в системе религиозно-традиционного регулирования. Владимир, 1998.

3. Гурова Т.В. Источники российского права: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1998.

4. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

5. Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права. СПб., 1996.

6. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1997.

7. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

8. Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) права российского: Историко-теоретический очерк // Закон: создание и толкование. М., 1998.

9. Оксамытный В.В. Сравнительное правоведение: современное состояние и тенденции развития // Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.

10.Поленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

11.Правовая система социализма: понятие, структура, социальные связи. М., 1986. Кн. 1.

12. Правовая система социализма: функционирование и развитие. М., 1987. Кн. 2.

13. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.

14. Сабо И. Социалистическое право. М., 1964.

15. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.

16. Семитько A.J7. Российская правовая система // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1997.

17. Синюков В.Н. Правовые системы и правовые семьи // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997.

18. Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 1994.

19. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.

20. Тиме А.А. Право абсурда: Социалистическое феодальное право. М., 1992.

21. Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. СПб., 1991.

22. Туманов В.А. Вступительная статья // Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

23. Butler W.E. Russian Law. N.Y., 1999.

24. Butler W.E. Soviet Law. N.Y., 1988.

25. David R., Jauffret-Spinosi C. Les grands systemes de droits contemporains. P., 1992.

26. Fromont M. Grands systemes de droit Strangers. P., 1994.

27. Lessage M. Le droit sovietique. P., 1975.

Право рассматривается как общественный порядок, основанный на социальном согласии и компромиссе, как средство проведения и реализации свободы, справедливости, равенства.

И.А. Каримов, Президент Республики Узбекистан

Ученый, как и каждый гражданин, живет в государстве и соответственно должен следовать всем законам, свойственным ему. Вместе с тем он имеет полное право на свою личную позицию в том или ином вопросе, в противном случае государство превращается в большую механическую машину, а человек становится частью этого механизма. Такое государство лишено прогресса.

академик Академии наук Республики Узбекистан

Основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества. Здесь можно выделить такие тенденции: общие, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства как две стороны одного целостного явления; тенденции развития структуры (системы) права; тенденции совершенствования законодательства.

К общим тенденциям относятся следующие:

Постепенное изменение соотношения «человек и право». С одной стороны, речь идет о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда были человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законах о собственности, гражданстве и других нормативных актах. Сюда же относится изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, преобладание общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (установление предельных размеров садовых домиков, погребов и т. п.). В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.

Децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права.

Интеграция в российское законодательство в определенных случаях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также об интеграционной тенденции законодательства стран-участниц СНГ в экономическом, информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.

В числе тенденций развития структуры права можно назвать такие:

Процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам — институтам, отраслям. Все более заметна тенденция к определенной унификации подобных блоков как равнозначных по объему, структуре и другим характеристикам, что позволяет расширять плоскости их взаимодействия, повышать эффективность регулирования. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных подразделений (семейное право).

Рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование комплексных структурных объединений юридических норм. Это обусловлено комплексным характером предмета и метода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений. Возникновение комплексных образованийзависит и от степени развитости правовой системы, от взаимодействия ее с другими нормативно-регулятивными системами общества.

Возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности. В необходимых случаях при наличии определенных системообразующих факторов они могут создавать структурные ассоциации для решения каких-либо вопросов. Проблемы, возникающие из естественных потребностей общественного развития, обусловливают цели законодателя по их урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе из нормативного массива различные по своему назначению и функциональной специализации нормы для эффективного и быстрого ее достижения.

Тенденции совершенствования законодательства выглядят следующим образом:

Приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствование законодательной техники и законодательного процесса.

Формирование новых комплексных отраслей законодательства – о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы.

Становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между Федерацией, республиками в составе РФ и другими субъектами Федерации. Появляются новые виды законодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты).

Понятие, основные черты и структура системы права.

Система права — обусловленная экономическим и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм и, одновременно, их разделение на соответствующие отрасли и институты.

Признаки системы права:

  • 1) Складываются не произвольно, а в связи с состоянием системы конкретно-исторических общественных отношений;
  • 2) Характеризуются внутренней согласованностью и единством;
  • 3) Состоит из правовых норм, правовых институтов и отраслей права;
  • 4) Характеризуются наличием прямых и обратных связей.

Элементы системы права:

  • 1. Отрасль права — обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу родовых общественных отношений;
  • 2. Институт права — объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений;
  • 3. Норма права — установленное и санкционированное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения.

В основе деления системы права на отрасли лежит:

  • — предмет правового регулирования — сфера качественно однородных общественных отношений, которая регулирует определенную отрасль права;
  • — метод правового регулирования — совокупность приемов, способов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений.

Элементы структуры предмета правового регулирования:

  • — субъекты;
  • — объекты регулируемых общественных отношений;
  • — социальные факторы, способствующие возникновению соответствующих отношений;
  • — практическая деятельность людей.

Элементы структуры метода правового регулирования:

  • — установление границ регулируемых общественных отношений;
  • — издание соответствующих НПА, предусматривающих права и обязанности субъектов;
  • — наделение участников общественных отношений право- и дееспособностью, позволяющими им вступать в разнообразные правовые отношения;
  • — определение мер ответственности на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования:

  • — Императивный — властных предписаний, содержит в себе нормы-запреты;
  • — Диспозитивный – метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;
  • — Поощрительный – вознаграждения за определенное заслуженное поведение;
  • — Рекомендательный — совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения.

28. Отрасль права и правовой институт: понятие, соотношение.

Ведущей отраслью в российской правовой системе является конституционное право – оно объединяет правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, принципы организации, цели, задачи и функции государства, основные направления его политики, принципы взаимоотношений личности и государства, механизм осуществления государственной власти.

Отрасль Административного права – система норм, регулирующих общ. отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства в экономической, политической, и социальной сферах.

Экологическое право – система норм, регулирующих общ. отношения, возникающие в связи, с поддержание экологического равновесия в окружающей общество природе, нормальных естественных условий жизнедеятельности человека и охранной природных объектов.

Финансовое право – система норм, регулирующих общ. отношения, возникающие в связи с накоплением денежных и финансовых ресурсов во всех сферах деятельности государства и распоряжением ими.

Гражданское право – система норм, регулирующих разнообразные имущественные и связанные с ними неимущественными отношения. Его нормы закрепляют и охраняют от посягательств различные формы собственности, фиксируют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, обеспечивают такие личные неимущественные права как честь и достоинство.

Трудовое право – система норм, регулирующих общ. отношения в связи с совершением деяния, признаваемых общ. опасными, т.е. преступлениями.

Уголовно-исполнительное право – система норм, регулирующих процесс исполнения наказания и исправительного воздействия на осужденных.

Гражд.-процессуальное право – регулирует общ. отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.

Уголовно-процессуальное права содержит нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам и др. отраслям права.

Институты права элементы системы права в совокупности отрасли права и обособленная группа юридических норм, регулирующих общ. отношение конкретного вида: например, институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права в конституционном праве. Правовые институты могут объединятся в подотрасли права, для которых характерна высокая степень специализации входящих в нее норм.

30. Нормы права: понятие, признаки, классификация.

Норма права – это общеобязательное правило социального поведения, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определенных официальных актах, и охраняемое государством.

Признаки правовых норм обусловлены двумя началами:

  • 1) Принадлежностью правовых норм к социальным нормам (они представляют собой правила поведения людей в обществе; являются правилом поведения общего характера, т.е. рассчитаны на многократность применения, действуют непрерывно во времени в отношении персонально не определенного круга лиц; являются результатом сознательно-волевой деятельности людей);
  • 2) Юридической природой норм права (они непосредственно исходит от государства или санкционируются им; являются правилом поведения, обязательным для исполнения всеми, кто оказался в условиях, предусмотренных нормой; обладает качеством формальной определенности; охраняется принудительной силой государства; обладает признаком системности (находится во взаимосвязи с другими нормами права, образуя институты, подотрасли, отрасли права).

Виды норм права:

1) По функциям в механизме правового регулирования:

  • — Исходные нормы — нормы, определяющие исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений:
    • a) нормы-начала — предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др.;
    • б) нормы-принципы — законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права;
    • в) определенно-установочные нормы — предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования;
    • г) нормы-дефиниции содержат определения правовых категории и понятий.
  • — Нормы — правила поведения – это нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений.

2) По предмету правового регулирования:

  • — конституционно-правовые,
  • — гражданско-правовые,
  • — уголовно-правовые,
  • — административно-правовые.

3) По форме выражения предписаний:

  • — Управомачивающие — предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий;
  • — Обязывающие — закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий;
  • — Запрещающие — запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением.

4) По методу правового регулирования:

  • — Императивные — категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписаний;
  • — Диспозитивные — предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств самостоятельно урегулировать отношения;
  • — Поощрительные — предписания о предоставлении государственными органами определенных мер поощрения за добросовестное поведение;
  • — Рекомендательные — устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений.

5) По действию во времени:

  • — неопределенно длительного действия — в НПА не указан период их действия во времени (Конституция РФ);
  • — временные — период их действия определен в НПА (ФЗ О бюджете на 2007 г.);
  • — чрезвычайные — издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций.

6) По кругу субъектов:

  • — Общие — распространяют свое действие на всю группу субъектов права;
  • — Специальные — регулируют поведение конкретного определенного круга субъектов права;
  • — Исключительные — распространяются на отдельных субъектов.

7) По пределам действия норм в пространстве:

  • — Общего действия – действуют на всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму (Конституция РФ)
  • — Местного — в пределах территории, определенной самим НПА (Устав г. Барнаула).


Статьи по теме