Опыт Евросоюза для Стран Снг Шпаргалка

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Опыт Евросоюза для Стран Снг Шпаргалка. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шпаргалки».

Опыт Евросоюза для Стран Снг Шпаргалка.rar
Закачек 1132
Средняя скорость 6223 Kb/s

Опыт Евросоюза для Стран Снг Шпаргалка

Европейский союз и СНГ

Быстрый рост экономического могущества ЕС и его влияние на международную жизнь сделали его одним из 3-х ведущих партнеров, определяющих ход событий в современном мире. Поскольку ЕС не обладает собственными значительными природными ресурсами, его экономическое процветание в большей степени зависит от свободы мировой торговли.

ЕС — самый крупный мировой торговый партнер, на его долю приходится 20% всего объема мировой торговли. Помимо этого ЕС — крупнейший поставщик гуманитарной помощи и технического содействия как странам бывшего социалистического блока, ставшим на путь демократии, так и странам третьего мира. ЕС поддерживает дипломатические связи с 130 государствами, участвует в работе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также имеет статус наблюдателя в ООН. Ниже перечислен неполный перечень соглашений и договоров, подписанных ЕС с различными странами и организациями,

1990 г. — США и ЕС подписали Трансатлантическую хартию.

1991 г. — ЕС и Япония заключили специальное торговое соглашение и подписали совместную декларацию, регулирующую их взаимоотношения.

1990 г. — ЕС и Канада подписали хартию, подобно Трансатлантической хартии с США.

1991 г. — 4-я Ломейская конвенция (70 африканских, карибских и тихоокеанских государств).

1990 г. — Парижская хартия для Новой Европы (между 34 государствами СБСЕ и ЕС).

1989 г. — Создание программы ФАРЕ.

1991 г. — Программа ТАСИС.

В конце 40-х и начале 50-х гг. страны, составляющие сегодня Европейский Союз, переживали сложные и трудные времена. Их экономика в значительной мере была подорвана второй мировой войной. Западная Европа нуждалась в иностранной помощи, и вскоре план Маршалла стал отправной точкой отсчета строительства новой Европы. В настоящее время Европейские Сообщества объединяют страны с высоким уровнем развития, особенно в экономике и

социальной сфере. Сообщества объединяют государства, отличающиеся друг от друга как численностью населения и площадью территорий, так и объемом экономического потенциала и тенденциями развития. Но разнообразие характеристик не стало препятствием на пути к единению. Были найдены пути, механизмы и гарантии, делающих для стран выбор в пользу содружества привлекательным и результативным. Что касается сравнительного анализа ЕС с СНГ, то здесь следовало бы подробнее остановиться на обстоятельствах, побудительных мотивах и результатах, имевшихся в этих союзах.

Самое слабое место стран пост советского пространства — отсутствие четко налаженной системы рыночных отношений с соответствующей инфраструктурой (банковской, торговой, биржевой), в государствах экс — СССР еще только развертывался переход от жесткой централизованной системы плановой экономики к рыночной. И в некоторых странах СНГ рынок либо был в стадии становления, либо вообще отсутствовал, Это был экономический аспект. Политическая сторона — Россия и ее партнеры по Союзу только недавно стали по настоящему освобождаться от имперских обручей, насильственно стягивающих их в единое государство. Пример тому «взрыв» национальных претензий к России и друг к другу наций, населявших СССР. Самое главное — интересы создания национальной государственности пока еще превалируют над интересами интеграции, как политической, так и экономической. Губительным для СНГ является также демонтаж плановых и административных механизмов, бывших в прежнее время, что привело к разрыву связей и отношений.

Также существует немаловажный аспект. Интеграция в Западной Европе — это процесс объединения государств, ни одно из которых не могло бы стать супергигантом и абсолютным лидером (когда в состав Сообщества входило 6 государств, Франция и Германия как бы уравновешивали друг друга). Россия же традиционно была сверхдержавой, которая доминировала в территориальном, демографическом и экономическом плане. Отсюда и проистекает известный «российский синдром», симптомами которого выступает боязнь партнеров гегемонии России и желание заранее предупредить ее тенденции в любом союзе с ней или даже дистанцироваться от такого союза.

Сопоставление путей развития ЕС и СНГ представляет собой трудную задачу, хотя бы из-за того, что ЕС шел к интеграции постепенно, строя институты, право, инфраструктуру. А СНГ сложился в условиях быстрого распада Союза ССР и пока еще не приобрел определенных черт. У него нет необходимых институтов и правовой основы, чтобы быть гарантированным от потрясений и даже прекращения своего существования.

Судьба СНГ может сложиться по-разному. Разумеется, для создания прочного и эффективного союза необходимо постепенное налаживание утерянного чувства взаимовыручки и желание строить свое будущее вместе, через интеграцию и взаимозависимость. Тем не менее, необходимо отметить, что для создания подобного союза есть немало существенных предпосылок, которые, на мой взгляд, являются «ахиллесовой пятой» в свою очередь у ЕС. А именно: близость культур, владение русским языком, который, несомненно, помог бы созданию единых институтов и права, наличие опыта сотрудничества и соседства государств друг с другом. Отсутствие каких-либо серьезных конфликтов между ними. (Пример: Франция. Германия и Великобритания долго шли к идее сотрудничества и взаимопомощи, имея большой опыт вражды и недоверия). Однако влияние этих и многих других факторов в пользу союза государств ослабевается или почти перекрываются подъемом национального самосознания, перерастающего порой в национализм и сепаратизм. Очевидно, что до реальной интеграции стран СНГ есть еще длинная дистанция. Возникает вполне закономерный вопрос, а стоит ли нам обращаться к ЕС как возможной модели подражания. В качестве ответа следует заметить, что опыт Сообществ — это, прежде всего опыт становления и укрепления интеграционных связей между государствами, которые являются суверенными и независимыми. Это опыт межгосударственного союза, основанного не на принуждении или силе, а на сознании общности интересов и понимании того, что такие интересы наиболее эффективнее, экономнее и быстрее реализуются путем совместных согласованных действий, координации и обьединения сил и средств. И, наконец, это опыт отработки, проверки и отбора практикой форм и методов интеграции, формирования необходимых структур и правовых институтов. Осторожность следует проявлять в том, чтобы не было автоматического копирования или заимствования готовых образцов отношений и организаций.

При сравнении СНГ и ЕС особо следует указать, что помимо Сообществ, в Европе активно функционируют множество других организаций, решающих проблемы сотрудничества, это и ЗЕС, АСТ, ОЕСР, НАТО и др.’ В отличие от этого на территории экс-СССР существует фактически только СНГ в сферу деятельности которого входят все проблемы и дела межгосударственного сотрудничества. Перегрузки, которые испытывает СНГ — это не следствие его многофункциональности, а отсутствие налаженного рабочего механизма.

Необходимость анализа европейских сообществ обусловлена не только интересами организации сотрудничества и взаимодействия государств на территории бывшего СССР. Европейский Союз играет все более заметную роль в жизни государств СНГ. История этих взаимоотношений уходит корнями в еще советскую эпоху, в конце 80-х годов между СССР и Сообществами были установлены официальные отношения. Широкомасштабное соглашение о торговле и сотрудничестве между Европейским Сообществами и СССР было подписано 18 декабря 1989 года в Брюсселе. Вскоре стороны обменялись миссиями, руководители которых получили ранг посла. Это была основа, на которой в порядке правопреемства стали строиться отношения между Сообществами и государствами, которые составили затем СНГ.

Самой высокой оценки и внимания заслуживает помощь со стороны Сообществ в форме различных программ, наиболее значимыми из которых являются ТАСИС. Субсидии направляются, прежде всего, для оказания технической помощи, передачи ноу-хау, консультаций, идущих на подготовку кадров в управлении, бизнесе, энергетике, транспорте и финансовой службе.

В.Поздняков, С.Ганжа «Новые страны на пороге Европейского союза».Международная жизнь № 3 1999 г.

15 марта 2013 года в Москве состоялся Международный экономический форум государств–участников СНГ. Каковы цели этого мероприятия? Какие вопросы на нем обсуждались? Как стимулируется рост взаимных инвестиций в странах Содружества? Каковы ближайшие перспективы развития сотрудничества членов СНГ?

Успехи и проблемы

15 марта 2013 года в Москве состоялся Международный экономический форум государств–участников СНГ «Вызовы современности и перспективы развития интеграции на пространстве Содружества». В нем приняли участие свыше 1500 руководителей бизнес-структур, банковских объединений, инвестиционных компаний стран СНГ. Как отметил в своем докладе министр экономического развития Андрей Белоусов, этот форум сегодня является площадкой, на которой «сверяют часы» представители органов государственного управления стран Содружества, предпринимательских, инвестиционных и банковских сообществ. То есть все те, кто на практике реализует политические договоренности.

Среди главных вопросов, обсуждавшихся на форуме – развитие механизмов Зоны свободной торговли СНГ, в которой сегодня участвует 9 стран СНГ, и возможности ее расширения; успехи и проблемы в Таможенном союзе РФ, Беларуси и Казахстана; тенденции на финансовых рынках стран СНГ.

Большое внимание было уделено также увеличению объемов взаимных инвестиций и улучшению условий для ведения бизнеса в странах Содружества. Пока эти условия в разных странах не полностью идентичны, и объемы взаимных инвестиций растут не столь быстро и активно, как торговые связи. Приятным исключением является лишь инвестобмен между Россией и Беларусью. Необходимо обеспечить равные условия для национальных и «соседних» (то есть из стран СНГ) инвесторов. Особенно в части малого и среднего бизнеса, совокупная доля которого в инвестиционном сотрудничестве стран Содружества сегодня — лишь около 15%.

В торговой же сфере успехи более значительные. Три года работы Таможенного союза показали его выгодность для всех стран-участниц. Только за эти годы общий товарооборот между этими странами вырос более чем на треть, а к 2016-2017 годам он увеличится самое меньшее наполовину в сравнении с 2010 годом. Схожие темпы роста торговых связей будут характерны для многосторонней зоны свободной торговли СНГ, действующей с 2012 года. А это означает, соответственно, и рост загрузки предприятий, и стабильные рабочие места в регионе Содружества, и развитие кооперационных связей между ними.

Передовики интеграции

Особенно впечатляют темпы роста взаимной торговли внутри «интеграционного ядра» — Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана. Она растет почти в три раза быстрее торгового оборота с третьими странами — 8,9 процента против 3 процентов в 2012 году. «Это самый четкий показатель успеха, который надо распространять и на пространстве СНГ», — считает Андрей Белоусов.

Он назвал несколько ключевых направлений расширения сотрудничества. Во-первых, это свободное движение товаров, чему способствует уже действующее соглашение о зоне свободной торговле. Объем рынков стран Содружества поистине огромен, и оценивается в 2,3 триллиона долларов. Во-вторых, это ликвидация барьеров для инвестиционной деятельности, сближение норм технического регулирования, фитосанитарного, ветеринарного контроля, налогового законодательства. Движение в этом направлении пока только начинается, но, например, либерализация торговли между странами Таможенного Союза закономерно подтолкнула конкуренцию в области инвестиций, пояснил Белоусов. Казахстан и Россия, по его словам, сегодня лидируют среди стран СНГ по привлечению иностранных инвестиций и борются за них, создавая привлекательные условия. Число действующих предприятий с российским участием в Казахстане уже превысило 5 тысяч, за год их прибавилось еще 500. «Этот знаковый результат действия интеграционных процессов, которые мы приветствуем», — подчеркнул министр. Ведь они стимулируют улучшать инвестиционный климат внутри страны.

На радость иностранным инвесторам

Участники форума с энтузиазмом восприняли заявление Андрея Белоусова о том, что в России для иностранных граждан будут сняты ограничения по льготам на участие в капитале предприятий среднего и малого бизнеса. Иностранные инвесторы получат такие же права, как россияне, в том числе — на господдержку. Это означает, что гражданам стран Содружества независимых государств будет проще и выгодней создавать совместные с российскими партнерами малые и средние компании. Сейчас, напомнил министр, средства зарубежных инвесторов в российских малых компаниях не могут превышать 25%. Правительственный законопроект, который снимает ограничения, может быть принят уже в весеннюю сессию, пояснил он.

При этом ставка в сотрудничестве стран СНГ делается на инновационные и инвестиционные проекты, подчеркнул Белоусов, добавив, что именно бизнес сегодня стоит в основе успешных интеграционных процессов, политики возлагают на предпринимателей стран СНГ большие надежды.

Не менее важной стала также и новость о том, что с 2014 года в России планируется запустить Федеральную контрактную систему (ФКС). По мнению Андрея Белоусова это произведет «революцию в системе госзакупок». «По многим параметрам новая система будет радикально отличаться от существующей системы закупок, которая регулируется пресловутым 94-м федеральным законом», — отметил министр.

Расширение Единого экономического пространства

Как заявил на форуме первый зампред Совмина Белоруссии Владимир Семашко, в ближайшем будущем Таможенный союз и Единое экономическое пространство будет расширено – туда вступят Таджикистан и Киргизия. По его словам, основой торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ является укрепление зоны свободной торговли. Для шести из восьми стран СНГ, подписавших договор о создании зоны свободной торговли, документ уже вступил в силу, констатировал первый вице-премьер Белоруссии, а «Таджикистану и Киргизии необходимо ускорить работу по ратификации договора». Впрочем, ранее посол Белоруссии в Казахстане Валерий Брылев предположил, что «Белоруссия не готова видеть Киргизию в Таможенном союзе до урегулирования политических вопросов».

Кроме того, как сообщил исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, 31 мая 2013 года планируется подписание документа о присоединении к зоне свободной торговли стран СНГ Узбекистана. Таким образом, количество государств- участников Договора о Зоне свободной торговли СНГ достигнет 9 стран.

Уроки Евросоюза

При построении единого экономического пространства стоит учитывать опыт других интегративных систем, отметила член Коллегии Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая. В частности, из опыта европейской интеграции можно извлечь три важных урока:

1. Поэтапность развития. Надо поочередно проходить все этапы, нельзя через них перепрыгивать. Попытки в 1990-е гг. на постсоветском пространстве создать единую валюту, не создав даже таможенного союза не привели к успеху.

Однако и задерживаться на одном этапе слишком долго тоже нельзя, при этом каждый этап надо полностью доводить до конца. Сегодня в Европе пытаются достроить те элементы Евросоюза, которые не достроили в девяностые и нулевые. Потому что в свое время, создав валютный союз, многие элементы, связанные с банковским сектором, с финансовым — в силу их чувствительности и политической важности — не достраивали. Тогда благоприятная политическая конъюнктура, казалось, давала возможность закрыть на это глаза и отложить решение вопросов на будущее. И вот сейчас приходится все это достраивать.

2. Динамика расширения и углубления. В 90-е годы Европа активно дискутировала: то ли углублять интеграцию, то ли расширяться. В силу многих объективных факторов Евросоюз не смог противостоять лавинообразному расширению. Это быстрое расширение оказалось критичным не только потому, что сложно в таком большом масштабе принимать решения методами старой системы – оказалось, что надо менять и систему принятия решений, и институты. Помимо этого, столь бурное расширение за счет государств, не всегда достаточно конвергированных с уже имеющимися государствами по экономическим показателям, вызывает проблемы.

Принимая решения о расширении, мы должны быть очень ответственными и принимать только те государства, для которых это станет важным толчком для их собственного экономического развития, но которые при этом и сами принесут пользу экономическому союзу. В то же время надо очень активно работать над элементами конвергенции. Согласовывать не только макроэкономическую политику, но и расширять степень согласованности других политик.

3. Важным элементом являются также правильные институциональные структуры и неизбежное – как показывает опыт Евросоюза – укрепление этих наднациональных основ.

Исходя из этого опыта, есть четкое понимание того, что необходимо делать на данном этапе. 1 января 2012 года было создано единое экономическое пространство. Оно еще недостроено – так же, как и в Европе. Этот проект нельзя завершить, он все время будет дорабатываться. В Европе единое экономическое пространство было создано в 1993 году, после образования единого внутреннего рынка, но и в 2011 г., и в 2012 г., принимались новые акты, нацеленные на формирование этого пространства.

Сегодня самое главное – достроить единое экономическое пространство, заложить основы для экономического союза, чтобы на геоэкономической карте появилось новое региональное интеграционное определение – Евразийский экономический союз. При этом, считает Татьяна Валовая, при интеграции на постсоветском пространстве необходимо перманентно делать те или иные шаги. «Интеграция- это такой процесс, где день без дополнительных усилий приводит к тому, что начинаем отступать назад. С этим в свое время столкнулся Европейский союз, они сказали, что интеграция- это езда на велосипеде», — отметила член коллении Евразийской экономической комиссии.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КЫРГЫЗСТАНА

Высшая школа Дипломатии и международного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

Приняла: Плоских Светлана

1. Путь к образованию Европейского союза.

Исторические вехи ЕС.

Институты Европейского союза.

2. Европейский Союз как элемент международной системы.

Евро – единая валюта ЕС.

Расширение ЕС на восток.

Программы для стран СНГ.

4.ЕС и Кыргызстан.

За последние десятилетия в мире активизировались интеграционные процессы, развивающиеся в разных регионах и охватывающие различные сферы отношений государств, важную роль в развитии этих процессов играют международные организации, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Одной из таких международных, региональных организаций является — Европейский Союз.

Прокладывая путь к интеграции государств-наций в коллективный надгосударственный экономический и в конечном счете политический союз, Европа также указывает направление к образованию более крупных форм постнациональной организации, выходящей за узкие представления и деструктивные эмоции, характерные для эпохи национализма. Это уже самый многосторонне организованный регион мира. Достижение успеха в области политического объединения этого региона может привести к созданию единой структуры, объединяющей 400 млн человек, которые будут жить в условиях демократии и иметь высокий уровень жизни. Такая Европа неизбежно станет мировой державой. Европа также служит трамплином для дальнейшего продвижения демократии в глубь Евразии.

Характерной чертой современных международных отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира, и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии этих процессов принадлежит международным организациям, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Такая международная организация как Европейский Союз привлекает особое внимание, так как именно она является фундаментом общеевропейского дома. Основное отличие ЕС от других организаций состоит, прежде всего, в глобальности поставленных задач и в комплексном подходе к их решению.

Достижение экономических целей и их поэтапная реализация в сообществе тесно связаны с интеграционными процессами в политике и праве, и закрепляются созданием единообразных норм права государств-членов. Помимо этого, возникли споры относительно двойственности правовой природы ЕС. Одни ученые полагают, что Сообщество остается в сфере действия международного права и представляет собой классическую межгосударственную организацию, хотя и обладающую определенными особенностями. Другие, наоборот, считают, что различия между ЕС и международными организациями заключаются не в частностях, а в сути. Международные организации действуют в сфере межгосударственного сотрудничества, не затрагивая внутренних функций государств-членов и их функциональных структур. А Европейский Союз – это наднациональная организация, так как его задача заключается в унификации территорий, политики и экономики государств-членов. С этой целью он наделяется полномочиями, аналогично государственным, и использует их на территории государств-членов и в отношении их граждан.’

Однако наднациональные цели достигаются лишь с помощью механизма межгосударственного согласования. Еще следует заметить, что в правовой природе Европейского Сообщества не существует четко очерченных границ, разделяющих понятие наднационального и межгосударственного. В связи с этим ЕС, представляет собой международную организацию, имеющую особые отношения с государствами-членами. В западной доктрине преобладает точка зрения, согласно которой ЕС рассматривается как ассоциация суверенных государств с тенденцией развития к объединению федерального типа. Тем не менее, до сих пор идут оживленные споры по поводу определения ЕС по отношению к международному праву.

Сотрудничество с ЕС является для Кыргызской Республики важным условием ее интеграции

в мировое сообщество, одним из важных аспектов успеха демократических преобразований и перехода к полноценным рыночным отношениям, особенно теперь, когда ЕС стал крупнейшим центром экономического и политического развития Европы, примером совершенно новых отношений между современными государствами. Принимая во внимание, что интеграционный процесс в Европе неуклонно набирает силу, как в политическом, так и в валютно-экономическом плане, вполне очевидно, что ЕС в Европе и в мире будет постепенно занимать одну из ведущих лидирующих положений.

Европейский Союз и Кыргызская Республика уже накопили достаточный опыт сотрудничества, которое строилось на основе партнерства, доверия и взаимоуважения. КР остается одной из постоянных партнеров ЕС, где Союз выступает в роли донора-организации. Благодаря политике и ценностям, провозглашенным в Конституции КР, Европейский Союз постоянно продлевает программы ТАСИС, намереваясь и в дальнейшем проводить грантовую (т.е. безвозмездные субсидии) помощь в становлении молодого государства.

Актуальность рассматриваемой мною темы объясняется целым рядом причин. Одной из основных, несомненно, является изменившаяся картина миропорядка. Уход из политической жизни СССР, коллапс биполярной системы, создание целого ряда новых государств и, следовательно, новых проблем – все это вместе взятое подвигло многие страны искать утерянную сбалансированность в новых формах коллективной безопасности и экономического сотрудничества так называемых региональных организаций. И одной из ярчайших примеров такой организации, безусловно, является ЕС. История имеет множество примеров различного рода альянсов, союзов и т.п. Однако ЕС без сомнения образец абсолютно иных мотивов интеграции.

Уже давно стало очевидным, что союз, навязанный народам, основанный целиком на политических амбициях лидеров государств, не учитывающий социальную и психологическую подготовленность наций, ждет бесславный провал. Страны Центральной Азии на данный момент стоят как бы на распутье,

Европейская интеграция: правовые проблемы. Институт государства и права РАН. стр.27

либо пуститься «вплавь» самостоятельно, не ища опоры в соседях, либо начать создавать свой союз или организацию. И в данном случае было бы крайне важно изучить как позитивные, так и негативные стороны такого явления как интеграция.

Процесс интеграции, рассматриваемый на примере ЕС, это процесс долгосрочный, который строился на экономическом сотрудничестве, не без идеи политического единства. Интеграция — это межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование регионального, хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенные на потребности региона в целом; процесс, освобождающий движение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы от национальных перегородок; создание единого внутреннего рынка; рост производительности труда и уровня жизни в странах объединения.

ЕС – свидетельство достижения высокой степени взаимозависимости, своеобразная «лаборатория», где отрабатываются модели и методика интеграционного процесса.

Интеграционные процессы в Европе шли от таможенного союза (конец 50-х гг.) к совместной аграрной политике (60-е годы), выравнивание налогообложения, совместной бюджетной и валютной политике (70-е годы), унификации норм в социально-политической сфере (начало 80-х гг.) и, наконец, создание Европейской валютной системы (90-е годы).

История ЕС – это не только сплошные успехи и прогресс, был в наличии и горький опыт неудач, особенно это касалось области политического союза. Это ли не доказательство, что даже прогрессивная Европа еще не достаточно готова к полному слиянию, да и так ли это нужно? Политика государств Европы по прежнему идет отдельно от экономики или социальной политики ЕС. Однако сфера коллективной безопасности однозначно остается уже достигнутой областью согласованности и взаимозависимости.

Интеграционный процесс в Европе уже преодолел начальный этап становления, однако, сейчас перед ЕС стоит труднейшая задача сохранения структуры организации, налаженности и избежание опасности централизации власти, что неизбежно вызвало бы сильное сопротивление. Анализируя трансформации, которые происходят сейчас в Европе, следовало бы обратить особое внимание на ключевые проблемы интеграции в этом регионе, точнее перспективы будущего развития по двум направлениям – экономика и политика. Нас интересует, что можно было бы почерпнуть из опыта создания ЕС, какие проблемы ожидают его, есть реальная возможность последовать примеру ЕС и необходимо ли это государствам Евразии.

1. ПУТЬ К ОБРАЗОВАНИЮ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.

Исторический очерк. Основные договоры и соглашения.

История европейской интеграции в нынешнем понимании имеет точкой отсчета 1945 год. Однако задолго до этого времени существовало множество идей создание единой Европы. Впервые такая идея была разработана французским новеллистом и публицистом Виктором Гюго на Парижской мирной конференции в 1849 году. В конце Х1Х века многие политики и писатели развивали различные идеи европейской интеграции, но только после окончания второй мировой войны эта идея приобрела реальное значение.

На январь 1995 года в число 15 государств-членов входили Австрия. Бельгия. Дания, Финляндия. Франция. Германия. Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Испания, Швеция, Португалия, Соединенное Королевство.


Статьи по теме