Некоммерческие Унитарные Организации Шпаргалка

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Некоммерческие Унитарные Организации Шпаргалка. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шпаргалки».

Некоммерческие Унитарные Организации Шпаргалка.rar
Закачек 887
Средняя скорость 8617 Kb/s

Некоммерческие Унитарные Организации Шпаргалка

Некоммерческие унитарные организации — юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческие унитарные организации — это юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

К некоммерческим унитарным организациям относятся:

Фонды — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Учреждения — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Автономные некоммерческие организации — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Религиозные организации — добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Публично-правовая компания — унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.

Государственная корпорация — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Правовое положение некоммерческих унитарных организаций регулируется параграфом 7 «Некоммерческие унитарные организации» главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Унитарные и корпоративные некоммерческие организации

Некоммерческие организации подразделяются на две группы: Некоммерческие корпоративные организации и Некоммерческие унитарные организации.

Основное различие между ними в том, что некоммерческие корпоративные организации имеют членов, которые участвуют в управлении НКО, а некоммерческие унитарные организации не имеют членства.

Аналогичное деление на корпоративные и унитарные организации и у коммерческих организаций.

Различия между корпоративными и унитарными юридическими лицами определено пунктом 1 статьи 65.1. «Корпоративные и унитарные юридические лица» Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):

«Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.»

Дополнительно

Некоммерческие корпоративные организации — юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Организационно-правовая форма — способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности

Некоммерческие унитарные организации

Некоммерческими унитарными организациями являются фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании. Их учредители не становятся участниками юридического лица и не приобретают в нем прав членства.

Фонды — это организации, созданные для достижения культурных, образовательных, социальных, благотворительных и других общественно полезных целей. Примерами являются благотворительные, пенсионные и общественные фонды. Фонды учреждаются физическими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Предпринимательская деятельность фонда, соответствующая его уставным целям, предполагает создание хозяйственных обществ или участие в них.

Учреждения — это организации, создающиеся собственниками для решения социально-культурных, управленческих или иных некоммерческих задач. Учреждения бывают государственными, муниципальными и частными. Примерами являются станции скорой помощи, учреждения образования и просвещения, социальной защиты, культуры и спорта, а также органы государственного и муниципального управления.

Автономные некоммерческие организации — организации, созданные на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. Примерами являются центры дополнительного профессионального образования, негосударственные детские сады, музеи, центры развития молодежи, частные больницы и поликлиники, спортивные клубы и оздоровительные центры, юридические и иные консультационные центры.

Религиозные организации — добровольное объединение граждан, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры. Особенностью является невозможность преобразования в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Публично-правовые компании — новшество для России. Предполагается, что это будут организации, осуществляющие свою деятельность в интересах государства и общества, наделенная публично-правовыми функциями и полномочиями. Такие компании создаются на основании закона или решения правительства России. Законодательство о публично-правовых компаниях еще не принято.

Подводя итоги, укажем, что по общему правилу имущество, переданное некоммерческим унитарным организациям их учредителями и участниками, становится их собственностью. Их участники и учредители не отвечают по обязательствам таких организаций, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей и участников. Учредители не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность таких организаций.

Рассмотрев индивидуальное и коллективное предпринимательство через призму организационно-правовых форм мы выяснили, что организации бывают коммерческими и некоммерческими, корпоративными и унитарными. Каждая из форм лучше удовлетворяет нужды определенных предприятий либо предпринимательства в определенной сфере или особым способом. Отдельные сферы и потребности граждан государство удовлетворяет самостоятельно через унитарные предприятия. В остальном выбор той или иной организационно-правовой формы делает субъект предпринимательства.

Организационно-правовые формы некоммерческих унитарных организаций:

3. Автономные некоммерческие организации

4. Религиозные организации

Фонд — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды могут создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Устав фонда может быть изменен его высшим коллегиальным органом, а в предусмотренных уставом случаях — учредителем. Если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав, решение об изменении устава принимает суд. В уставе, в частности, содержатся сведения о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Реорганизация фонда не допускается (за исключением негосударственных пенсионных фондов в случаях, установленных законом). Фонд может быть ликвидирован в случаях, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом. Решение о ликвидации принимает только суд. В этом случае имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Учреждением считается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Последнее может быть автономным, бюджетным или казенным. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на ПОУ имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним собственником этого имущества или приобретенных им за счет выделенных таким собственником средств. Собственник не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на ПОУ имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного за счет выделенных собственником средств, а также недвижимого имущества. Собственник не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности ГК РФ допускает образование автономной некоммерческой организации, не имеющей членства и созданной на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц. Такая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является ее собственностью. Учредители не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность организации. Они не отвечают по обязательствам созданной организации, а последняя не отвечает по обязательствам учредителей. Учредители могут пользоваться услугами организации только на равных условиях с другими лицами.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя). Ее учредительным документом является устав. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей. По единогласному решению учредителей в их состав могут быть приняты новые лица.

Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители, по решению которых может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы) и назначен единоличный исполнительный орган (председатель, генеральный директор и т.п.), в том числе из числа учредителей-граждан. Автономная некоммерческая организация может быть преобразована в фонд.

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган. Местная религиозная организация должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке в качестве юридического лица.

Гражданско-правовой статус религиозных организаций, порядок образования и компетенция их органов, а также отношения между организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются нормами ГК РФ, а также Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Местная религиозная организация создается не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация — не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией. Учредительным документом является устав, утвержденный учредителями или централизованной религиозной организацией. Учредители могут выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе приобретенного или созданного за счет собственных средств, а также пожертвованного им. На имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Учредители не сохраняют имущественных прав на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Они не отвечают по обязательствам этих организаций, а организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

21. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Правила пунктов 2 — 5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

21. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права

К субъектам гражданского права помимо граждан, юридических лиц относятся муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация в целом (п. 2 ст. 2, ст. 124 ГК РФ). Специфика их участия заключается в том, что они являются носителями публичной власти и в то же время в полном объеме участвуют в гражданском обороте как собственники принадлежащего им имущества. По своему правовому статусу муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданских правоотношений через свои представительные и исполнительные органы власти. В отличие от государственных образований органы местного самоуправления создаются и действуют как государственные органы, однако в соответствии с Конституцией РФ они не входят в систему государственной власти *(34).

Действующее законодательство позволяет публично-правовым образованиям создавать юридические лица, которые выступают в гражданском обороте на ограниченном вещном праве самостоятельно (государственные и муниципальные унитарные предприятия), делегировать им свои гражданские права и обязанности. Гражданский оборот предполагает и имущественную ответственность публично-правовых образований по своим обязательствам, которую они несут самостоятельно в пределах государственной и муниципальной собственности, за исключением имущества, переданного унитарным предприятиям.

Публично-правовые образования как особые субъекты гражданского права имеют все признаки, необходимые для участия в гражданском обороте, аналогичные признакам юридического лица. Имущественная обособленность выражается в наличии у них права государственной и муниципальной собственности, позволяющей им нести имущественную ответственность по заключенным сделкам. Структура построения органов государственной и муниципальной власти с определенной компетенцией и подчиненностью в соответствии с Конституцией РФ и уставами муниципальных образований, говорит об организационном единстве. Индивидуализационный признак проявляется в том, что публично-правовые образования приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права от своего имени, самостоятельно (ст. 125 ГК РФ).

В качестве субъектов гражданского права публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Гражданская правоспособность и дееспособность государства как субъекта гражданских правопределяется и проявляется не в его отношениях с другими субъектами — гражданами и юридическими лицами, а в природе образования и существования, что выражается в объеме его правосубъектности.

Особенность государства заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и в силу этого в нормативном порядке регулирует имущественные и иные отношения, определяет правосубъектность граждан и юридических лиц.


Статьи по теме